Лучший педагог года

Сценарий тематического занятия для детей 6–7 лет «Музыка воды»

Ирина Шпак
Сценарий тематического занятия для детей 6–7 лет «Музыка воды»

Участники: Фея Музыки, Водяной, Шишига.

Музыкальный ряд:

1. П. И. Чайковский. «Май. Белые ночи».

2. Ф. Шуберт «В путь».

3. К. Сен-Санс «Аквариум».

4. М. Дунаевский «Песенка Водяного» из м/фильма «Волшебный корабль».

5. Н. А. Римский – Корсаков «Море. Синдбадов корабль» из сюиты «Шахерезада».

6. Н. А. Римский – Корсаков «Буря на море» из сюиты «Шахерезада».

7. П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола»

Предварительная подготовка: готовятся исполнители, музыкальные записи; изготавливаются костюмы для сказочных персонажей: Феи Музыки, Водяного, Шишиги болотной.

Публикация «Сценарий тематического занятия для детей 6–7 лет „Музыка воды“» размещена в разделах

Можно использовать показ картин с морскими и речными пейзажами разных характеров.

Фея. Сегодня у нас необычная встреча с музыкой. Давайте поговорим о тех музыкальных произведениях, которые передают движение и характер воды. Ведь водный мир такой необычный, и музыка может передать все его изменения. Не верите? Закройте на секунду глаза ладонями и представьте, как бежит по камешкам ручеек или маленькая веселая, речка. Представили? Тогда ответьте мне, какой будет музыка, рассказывающая о такой воде? Правильно, звонкая, негромкая.

А вот еще пример: представьте себе бурю на море. Помните, как описал бурю на море в своей «Сказке о рыбаке и рыбке» поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Так и ходят сердитые волны, так и стонут, так воем и воют». Какой характер выбрал бы композитор, чтобы сочинить музыку про бурю на море? Верно, громкую, тревожную, сердитую.

Теперь давайте обратимся к настоящим музыкальным произведениям. Скажем, вот пример того, как музыка может передать спокойное движение воды. Послушаем начало пьесы великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Май. Белые ночи». Пьеса рассказывает о том, как прекрасна белая ночь на севере нашей страны, когда солнышко почти не уходит за горизонт и ночью светло, как днем. Тогда ровная гладь реки или моря почти сливается с серебристым цветом неба, и тебя окружает необычная, таинственная атмосфера. И мелодия пьесы композитора Чайковского передает это спокойствие, когда нет ветра, и вода лишь чуть набегает на берег.

Звучит начало пьесы П. И. Чайковского «Май. Белые ночи».

Фея. Ребята, я предлагаю вам послушать музыку воды. У нас есть оркестр необычных инструментов, который будет издавать звуки воды.

Выходят ребята, двое из них льют воду из кувшинов в таз, ещё двое дуют в трубочки, которые находятся в стаканах с водой, ещё двое пускают мыльные пузыри. Всё это на фоне тихого звучания музыки К. Сен-Санса «Аквариум».

Фея. Но музыка способна показать и стремительное, бурное движение воды. Вот знаменитая песня, которую написал австрийский композитор Франц Шуберт. Называется она «В путь». Человек идет путешествовать по свету, а в начале пути его сопровождает веселый ручеек. Обратите внимание на музыкальный аккомпанемент мелодии. Сама мелодия в песне несложная, а вот бурные переливы, которые звучат в фортепианном сопровождении, имитируют рокот перекатов воды.

Звучит песня Ф. Шуберта «В путь».

Фея. Но я думаю, вам будет интереснее, если в разговоре о музыке воды с нами примет участие водный обитатель. Я хочу, чтобы по песенке, которая сейчас прозвучит, вы назвали его имя. Эта песенка из мультфильма «Волшебный корабль», музыку к которому написал известный композитор Максим Дунаевский.

Звучит песенка Водяного из мультфильма «Волшебный корабль».

Фея. Узнали, как зовут этого персонажа? Конечно, это сказочный обитатель лесных омутов, глубоких болот и бурных рек - Водяной. (Зовет.) Уважаемый Водяной, ребята зовут вас в гости!

Появляется Водяной.

Водяной. Я - Водяной, я - Водяной. Никто не водится со мной.

Фея. Уважаемый Водяной, уверяю вас, вы ошибаетесь. Думаю, ребятам будет приятно, если вы проведете нас по музыкальным пьесам, в которых рассказывается о воде, ее движении или изменении.

Водяной. Я люблю водяную музыку русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Прежде чем стать композитором, Николай Андреевич был моряком, морским офицером. Он плавал вокруг света на корабле и слышал, как звучит море, когда оно бурное или тихое, вечернее, таинственное или ночное - мрачное, страшное! У Николая Андреевича Римского-Корсакова есть сюита, написанная на сюжет арабских сказок под названием «1000 и одна ночь». Сюита носит название «Шахерезада», и в ней несколько раз звучанием симфонического оркестра рисуется море - то спокойное, то во время бури.

Фея. Прекрасно, что мы вспомнили творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова. Действительно, в мире больше нет такого великолепного композитора, который умел бы изображать музыку моря во всех его настроениях. Давайте послушаем отрывок из первой части его сюиты «Шахерезада», который называется «Море. Синдбадов корабль». Поясню только, что Синдбадом звали одного восточного купца, который отправился по морю в другие страны, чтобы торговать там богатыми тканями и восточными товарами. Послушайте, как звучит музыка моря в этом отрывке - спокойно, переливчато, словно настраивая сердца мореплавателей на счастливый лад.

Звучит начало отрывка «Море. Синдбадов корабль» из сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».

Водяной. Да, музыка словно рисует радостное утро, которое встречает путешественников, - легкий ветерок шевелит морские волны, и они радостно бегут вокруг корабля. А вот последняя часть сюиты «Шахерезада». Она носит совсем иное название - «Буря на море». Обратите внимание, как грозно звучит симфонический оркестр, передавая штормовое движение волн. Музыкальные мотивы набегают один на другой, словно изображая, как волны вздымаются все выше и выше.

Фея. Я предлагаю ребятам взять белые и голубые шарфики из шифона и показать бурлящие волны на море.

Звучит отрывок «Буря на море» из сюиты «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова. Дети импровизируют танец волн.

Фея. Поскольку мы говорили о море, я предлагаю поиграть в подвижную игру «Море волнуется раз».

Проводится подвижная игра «Море волнуется раз», Водяной выбирает понравившиеся морские фигуры.

Фея. Пожалуй, одна из самых знаменитых музыкальных пьес, передающих движение воды, написана Петром Ильичом Чайковским. Она называется «Июнь. Баркарола».

Водяной. Должно быть, эта пьеса нарисует нам музыкальную картину, действие которой происходит на воде. (Показывает картину с водным пейзажем.)

Слово «барка» означает «деревянная лодка». А словом «баркарола» называют песню, которую исполняют лодочники.

Фея. Совершенно верно. Итак, приготовьтесь услышать волшебные переливы волн. Сначала музыкальные звуки текут неторопливо, изображая человеческий голос, который поет баркаролу. А в середине произведения мы словно слышим удары весел о воду и видим брызги, которые разлетаются потом фонтаном, оставляя после себя волшебную радугу. Итак, композитор Чайковский, «Июнь. Баркарола». Где же мои ноты «Баркаролы» Чайковского?

Водяной. Ах, что это? Ноты похитили!

Фея. Кто бы это мог сделать?

Появляется Шишига, она тащит в охапке ноты, вид у нее довольный, она напевает мелодию «Баркаролы».

Шишига. Ля-ля-ля! Па-ру-рам!

Фея. Кто же это?

Шишига. Это я - Шишига. Я - подружка Водяного. Я вылезла из речки, чтобы послушать песенку. (Водяному:) Что же ты, приятель, забыл меня с собой в гости захватить?

Водяной. А зачем ты стащила ноты у феи?

Шишига. Очень музыка прелестная!

Фея. Тогда отдай мне ноты и слушай музыку вместе с ребятами.

Фея берёт ноты и исполняет на фортепиано пьесу П. И. Чайковского «Июнь. Баркарола».

Фея. Мне кажется, это одна из самых замечательных мелодий, какая была написана в мировой музыке.

Водяной. Скажите, пожалуйста, а еще у каких-нибудь композиторов существуют пьесы с названием «Баркарола»?

Фея. Конечно, это достаточно популярное название произведений. Например, у русских композиторов Михаила Глинки и Сергея Рахманинова тоже есть пьесы с названием «Баркарола».

Шишига. И мы будем вместе с ребятами слушать эти произведения?

Фея. Конечно, только давайте сделаем это во время другой встречи с музыкой. Ведь сегодня ребятам пришлось послушать несколько произведений, рисующих разное состояние наших рек и морей. В пьесах Чайковского «Май. Белые ночи» и «Баркарола» ребята услышали, как музыка передает покой и безмятежность. А в отрывке Римского-Корсакова «Буря на море» музыкальными звуками нам нарисовали настоящий шторм.

Водяной. Тогда можно, чтобы в следующем рассказе о музыке воды мы с Шишигой снова пришли в гости к ребятам?

Фея. Конечно, мы всегда рады гостям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Конспект тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе «Классическая музыка в детском саду» тематического занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе Тема: «Классическая музыка в детском саду» Цель занятия: приобщать.

Конспект тематического занятия «Кораблик» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «Кораблик» для детей младшего дошкольного возраста Конспект тематического занятия «Кораблик» для детей младшего дошкольного возраста Цель: Формирование музыкально-творческих способностей.

Сценарий тематического занятия «Песни, опалённые войной» и презентация Сценарий тематического занятия "Песни, опалённые войной" и презентацияДети входят в зал под песню "День Победы" Слайд 1 Вход в музей Ребята,.

Сценарий тематического занятия «12 июня — День России»Сценарий тематического занятия «12 июня — День России» Сценарий и фотоотчёт тематического занятия " 12 июня - День России" Цель:формирование у детей нравственно- патриотических чувств к большой,.

Сценарий праздничного концерта «Музыка для мамы» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздничного концерта «Музыка для мамы» для детей старшего дошкольного возраста Звучит музыкальная отбивка начала праздника Выходят девочка и мальчик 1. Мальчик - Мы рады вас видеть! Концерт начинаем! Всех-всех в.

Сценарий тематического развлечения для детей первой младшей группы к 23 февраля «Играем в солдатиков»Сценарий тематического развлечения для детей первой младшей группы к 23 февраля «Играем в солдатиков» Сценарий тематического развлечения для детей 1 младшей группы к 23 февраля «Играем в солдатиков» Оборудование: - солдатики, лошадка, кораблик,.

Сценарий тематического развлечения «Рождественские колядки» для детей средней группыСценарий тематического развлечения «Рождественские колядки» для детей средней группы Сценарий тематического развлечения «Рождественские колядки для детей средней группы. Развлечение «Рождественские колядки» для детей средне.

Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня»Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Сценарий тематического занятия для старших и подготовительных групп «Счастье, что мамочка есть у меня» Вход под песню о маме Муз. рук: Кто.

Сценарий тематического занятия, посвященного 23 февраля — Дню защитника ОтечестваСценарий тематического занятия, посвященного 23 февраля — Дню защитника Отечества Цель: Воспитывать любовь к дому, семье, Родине. Побуждать детей к совместным играм с папой, друзьями, быть сильными и ловкими. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тематического занятия для детей 6–7 лет «Музыка воды»
Опубликовано: 10 декабря 2021 в 17:24
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД