Екатерина Елисеева
Сценарий утренника «Эх, донские казаки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий утренника «Эх Донские казаки»
Цель: Приобщать детей к культуре Донского края, его национальным
ценностям: костюм, танцы, песни, игры, народные инструменты.
Задачи:
1. Приобретение певческих и двигательных навыков, навыков игры на народных инструментах.
2. Воспитание у детей сознательного понимания того, что они являются носителями национальной культуры. Идентификация с культурными традициями казаков.
Публикация «Сценарий утренника „Эх, донские казаки!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2016
3. Создание радостного настроения.
Ход развлечения
Звучат казачьи песни (Разлюбимый край родной)
Дети сидят за столами и крутят куличи из теста чтобы сделать «хлеб да соль» каравай. Воспитатель ставит каравай из теста в печь, а достает каравай готовый с рушником!Дети все встают, мальчики взади девочки спереди
Казачка : Здорово дневали, казаченьки!
Дети приветствуют гостей: Здорово дневали!
Казачка : Если величать так на пороге встречать
Дай бог тому кто в нашем дому:
Дорогим гостям, добрым хозяюшкам
Да малым детушкам!
Наделил бы вас господь и житием и здоровьицем!
А по донским традициям
Всем гостям поклон наш низкий
С добрым словом и любовью
С хлебом-солью, хлебом-солью!
Дети Даниил К: Выходи, честной народ!
Не пыли, дорожка!
Поплясать немножко!
Эй, играй моя гармошка
И пощады не проси!
Посмотрите, полюбуйтесь вы
Как пляшут казаки!
Песня с обыгрыванием «Эх, донские казаки».
Казачка : Хороши привалы, где казаки запевалы. Ну что ж, казачатки, давайте посидим, побеседуем о жизни казачьей, непростой, но интересной. Даже в пословицах о ней говорится:
Казак-донец и швец и жнец,
И на дуде игрец, и в хоре певец,
И в бою молодец!
А вы, казачатки, знаете пословицы?
Дети рассказывают казачьи пословицы. Ведущий говорит они продолжают!
Казачьему роду нет переводу
- На Дону казаку и камень подпевает
- Терпи казак – атаманом будешь.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- Дон Тихий, а слава о нем громкая.
- На Донской земле все родится, надо только хорошо трудиться.
- На Дону закон такой – всех врагов с земли долой!
- Казак казаку брат, а на войне во сто крат
- Казак без друзей, что дуб без корней.
Кто пули боится тот в казаки не годится!
- Казак без коня сирота!
- Земля донская – мать родная.
- По казаку и дон плачет!
Казачка : Молодцы, много пословиц знаете. Любят и гордятся казаки своим краем, краем Тихого Дона.
Дети Коновалов Матвей:
Ты широкий и глубокий,
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Как у нас на Дону зорьки ясные.
Как у нас на Дону ветры-ястребы.
Как у нас на Дону люди сильные
Прославляют землю изобильную.
Кривов Влад:
Как у нас на Дону дали синие,
А казачки у нас все красивые
А казачки нам под стать,
Так что глаз не оторвать.
Наши казачьи песни слушать –
Что мед ложками кушать.
Голубова Катя:
Мой милый край ты сердцу дорог
Я с детских лет в тебя влюблен
В степную ширь донских просторов
И в каждый куст и в каждый клен
Песня «Казаки, казаки едут по Берлину».
Казачка : ой казачата молодцы! песни умеете спевать, а теперь посмотрим как же ловкость вы умеете проявлять:
Игра «Наряди Казачку»(Мальчики на конях носят бусы, косынки ит. д. кто быстрее)
Казачка : А поведайте-ка нам казачатки :
Чем же занимались казаки на дону (виноградорство,рыбалка выращивали сады, земледелием)
Кто же главный у казаков (атаман?
А как зовут помощника (есаул?
А где выбирают атамана (на кругу)
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором (любо)
Казачка : а все помнят что казаки – это вольные люди и в речи их были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.
А сейчас детвора игра «забытые слова» (дети в круг, играет музыка ведущий выбирает и рушник на шею вешает)
Шелковица –тютина
Колоши - чуни
Командир – атаман
Обрыв – яр
Очень – дюже
Кострюля – чугунок
Полотенце- рушник
Часы – ходики
Дом – курень
Говорят – гутарят
Отец – батя
Компот – узвар
Город – станица Зал – горница
Танец «Пчелочка злотая»
Казачка : Ой казачата хорошо вы пляшите и играете, а вот загадки отгадаете?
1. Лохматый казак, посреди кушак по двору ходит, порядок наводит (веник)
2. Не казак а с усами, на четырех ногах, а не конь (котенок)
3. Ходит пани в серебряном жупане (рыба)
4. Летела пташка промеж рта чашки (ложка)
Казачка : сказка
Жарко солнышко печет,
Река Дон течет, течет,
А по Тихому по Дону
Сказка в гости к нам плывет.
В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за плетнем жили-были старик-казак да с внучкой-казачкой. А в Дону у нас рыба водится, прямо загляденье.
Внучка Придворова Д: Дедунь! С Дона лед сошел, ты сходил бы на реку, поймал бы рыбку леща!
Старик: Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю!
Старик берет удочку и идет к реке. Ловит рыбу.
Старик (Думает) : Иде же рыба? Что же не клюёт?
Который час сижу, а хоть бы раз объело?
Ей видно не по вкусу червячок.
Да разве ж это, братцы, дело?
Эх, раньше как ловили чебаков,
Садок допрешь до хаты еле-еле…
А нонче – ты спроси у казаков,
Уловы наши страшно поредели.
Иде же рыба, что же не клюёт?
Я что-то ничего не понимаю!
Так неужели нонче на обед
Я внучке ничего и не поймаю?
Внучка Придворова Д: Как поймает рыбку дед,
Будет славный нам обед,
Я ушицы наварю, деда вкусно накормлю!
Старик: Ой, ёй, ёй, клюет, клюет,
Славный лещ ко мне идет!
Старик вытаскивает рыбу, несет внучке.
Вот я рыбку поймал, посмотри,
Ну-ка живо ухи навари!
Внучка уносит рыбу, уходит.
Внучка выносит уху в чугунке.
казачка (нюхает уху) Эх! Хороша донская ушица!
Внучка: А давай, угостим с тобой ребят?
казачка : Давай!
Казачка : Каждый пусть о празднике на память
Унесет отсюда светлую улыбку,
Ну а мы на память вам подарим
Из ушицы маленькую рыбку.
Достают из чугунка шоколадных рыбок и дарят их детям