Ольга Лебедева
Сценарий жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него зависит конец всей истории. С раннего детства ребенок наблюдает, как ведут себя родные и близкие, помнит сказки и рассказы, которые ему читали, помнит приятные моменты и не очень, но благодаря всему этому он сейчас такой, какой он есть. Возможно, сам человек не подозревает о том, что "писал" свою книгу вообще. Но, даже не сознавая этого, он, воспроизводит ее в своей жизни. Эта книга и представляет собой жизненный сценарий. Содержание «жизненного сценария» каждого человека уникально и неповторимо.
Публикация «Сценарий жизни» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь подрастающего ребенка, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.
На поведение ребенка оказывают большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем.
Родители неосознанно прописывают сценарии жизни детей, повторяя им определенные высказывания-послания:
«Ну что тебе, больше всех надо?»;
«Плохо тебе придется с таким характером!»;
«Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы»;
«Опять у тебя ничего не получилось!».
И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет?
Что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?
Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей.
Сценарий (по Э. Берну) - это «план жизни, составленный в детстве, подкрепленный родителями, оправданный ходом событий и достигшим пика при выборе пути», следовательно, ребёнок сам принимает решение о своём сценарии. При выборе жизненного сценария влияние оказывается не только внешними факторами, но и волей ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.
Не секрет, что самый трудный и сложный из всех детских возрастов – это подростковый возраст, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Данные возрастные особенности можно направить на усиление педагогического и коррекционного эффекта.
К сожалению, воспитательная работа с педагогов и родителей с подростками зачастую приводит к всплескам негативных реакций со стороны ребенка. Негатив может быть направлен как на других людей, так и на самого себя, являясь результатом несоответствия между реальным поведением взрослеющего ребенка и предлагаемыми, а иногда и навязываемыми ему образцами.
Ребенок начинает оказывать сопротивление, испытывать трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам социальной дезадаптации, еще больше увеличивая шанс попасть в группу риска. Поэтому, очень важно, вовремя оказать таким ребятам психологическую поддержку, научить их адекватному отношению к себе и другим, помочь увидеть путь к позитивным изменениям. В этом, может помочь анализ и изменение сценария, личностной истории подростка на основе пересмотра им жизненных позиций, привычек и установок.