Кесслер Лидия
Сценарий «Зиму провожаем — весну созываем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №110» г Сыктывкара
Праздник (гуляние) «Зиму провожаем, весну созываем!»
Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология.
Возрастная группа 4-5 лет
Автор разработки:
Кесслер Лидия Владимировна,
воспитатель
Сыктывкар, 2018 г.
Пояснительная записка
Название мероприятия: «Зиму провожаем, весну созываем!»
Публикация «Сценарий „Зиму провожаем — весну созываем!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Зима
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель мероприятия: формирование первоначальных представлений о русском народном празднике «Масленица, проводы зимы» путем погружения в народное гуляние.
Задачи мероприятия:
Воспитательные:
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей через активную игровую деятельность
- способствовать развитию культуры взаимоотношений в коллективе детей и взрослых;
Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки: умения слушать и слышать, умения работать в коллективе, умения действовать по образцу.
- способствовать развитию психических процессов: памяти (умение запомнить текст, движения, образ, внимания (своевременно входить в роль, синхронно выполнять движения, речи (правильная интонация, отчётливое произношение слов, звуков, пополнение словарного запаса, воображения (контакт со сказочными персонажами, погружение в мир приключений, умение предстать в любом образе, раскрепоститься, творить, воли (преодоление страхов, зажимов, приобретение терпения, смелости).
Обучающие:
- формировать знания о русском народном празднике «Масленица» : история праздника, истоки культурных традиций русского народа, народный фольклор.
- способствовать к развитию интереса к изучению истории и традиций русского народа
Место мероприятия в системе воспитательной работы
Данное мероприятие является одним из большого количества мероприятий нравственно-духовной направленности. В системе воспитательной работы детского сада данное мероприятие является ежегодным, так оно позволяет привлечь к совместной досуговой деятельности много детей, родителей и воспитателей, тем самым создается комфортная воспитательная среда, обеспечивающая всестороннее развитие личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей, традиций.
Актуальность мероприятия для развития учащихся.
Самый продолжительный и, пожалуй, один из самых любимых детьми праздников после новогодних, народный праздник - Масленица. Это целая неделя веселых проводов зимы, народных гуляний, игр и вкусных блинов.
Народные праздники - это исторически сложившаяся совокупность воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых их поколения в поколение.
К сожалению, не все родители умеют правильно организовать детский праздник, как важный элемент воспитательного процесса. Поэтому воспитатели детского сада берут на себя направляющую роль.
Технология
Данная методическая разработка предназначена для проведения массового мероприятия с театрализованным представлением. Во время проведения воспитательного мероприятия используются различные технологии: игровая технология (Н. А. Аникеева, Н. Н. Богомолова, В. Д. Пономарев, С. А. Смирнов, С. А. Шмаков и др., здоровьесберегающая технология (Н. К. Смирнов).
Игровая технология. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации. Игра используется для решения комплексных задач: усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений. Игровая технология направлена на формирование адекватной самооценки, самореализацию учащихся. Игра – важная форма креативной деятельности детей и подростков. В игре учащийся является и зрителем, и организатором, и исполнителем. В игре дети учатся быть честными, терпеливыми, волевыми.
Здоровьесберегающая технология. Цель этой технологии это сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Форма воспитательного мероприятия
Форма воспитательного мероприятия – праздник. Он выступает важным социально-культурным фактором, сильным средством педагогического воздействия, духовного обогащения детей. Праздник дает возможность всем детям пережить радость общения, самовыражения, раскрепощения, заслужить признание и одобрение сверстников, родителей, испытать собственную значимость.
Детский праздник – уникальный педагогический феномен, важнейший элемент системы воспитания нового поколения, часть целостного учебно-воспитательного процесса, форма коллективного единения (педагогов, детей и их родителей). Такие важные компоненты: «педагогика - праздник - дети - творчество» существуют в едином комплексе. В празднике слиты воедино все виды деятельности и познания, где личность ребенка имеет возможность проявить отношение к себе и действительности.
Праздник – один из форм культурно-досуговой программы. Поэтому его композиционная структура отличается от структуры занятия дополнительного образования.
1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры.
2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.
3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта.
4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.
5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог.
Методы воспитания
В процессе подготовки и проведения воспитательного мероприятия использовались разные методы обучения: словесные (беседа, рассказ, наглядные (репродукции картин, фотографии, презентация, практические (разучивание частушек, народных игр, репетиции, аудиовизуальные (слушание музыкальных произведений).
Предварительная работа
Познакомить с историей праздника «Масленица». Разучить частушки, народные игры-хороводы «Дударь», «Шла Масленица», «Заря Зарница», пословицы и приметы о весне и масленице, заклички. Познакомить с музыкальными произведениями «Масленица» (рнп, «Как вставала я ранёшенько» (рнп, Н. А. Римский-Корсаков отрывок «Прощай Масленица» из оперы «Снегурочка». Подобрать музыку на хороводы, подготовить костюмы: Скоморохи – 2 штуки, испечь блины, вскипятить чай.
Оборудование: колонки, микшерныйй пульт, ноутбук, микрофоны, столы, чашки, ложки, тарелки, самовар, чучело масленицы, лента голубая, домотканые дорожки, шары, заварка, сахар, сметана, конфеты, канат, снежки паролоновые.
Сценарный план праздника
1. Экспозиция
Звучит народная музыка «Масленица» Появляются скоморохи.
1 скоморох
Подходи, честной народ, интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь, наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь. Здесь скучать никак нельзя!
У нас сегодня представленье - всем на удивленье.
2 скоморох
Добрый день, гости дорогие, жданные, званые и желанные.
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех на праздник приглашаем, весну встречаем!
1 скоморох
А, что это мы, все разговоры говорим? Я бы тоже не прочь Весне делом помочь!
2 скоморох
И мне зима надоела, скорее бы уж тепло прилетело!
Вместе
Пора зиму прогонять, Весну встречать!
2. Завязка
1 скоморох
Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали проводы зимы.
2 скоморох
Пришёл месяц бокогрей, бок корове обогрей,
И корове, и быку, и седому старику.
1 скоморох
Сегодня будем мы играть,
Красно солнышко встречать!
Красно солнышко встает
Зорьку алую ведет.
- Ребята, а вы знаете, кто такая Зорька алая, Заря-зарница?
- Хотите я вас с нею познакомлю. Эй, веселый наш народ, становитесь в хоровод! Ну-ка, хватит отдыхать, приглашаю поиграть! Вставайте в большой хоровод, да родителей с собой берите.
Народная игра-хоровод «Заря зарница»
Один игрок ребенок или взрослый держит в руке ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют. С последними словами водящий кладет ленту кому-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Заря зарница, красная девица
По полю ходила, ключи оброни
Ключи золотые, ленты голубые
Кольца обвитые, за водой пошла!
Игрока нашла!
1 скоморох
Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые. Трудно с ними состязаться, трудно их победить.
2 скоморох
- Ребята, а вы знаете, что на Руси проводы зимы проводили в масленичную неделю. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Главное угощение на проводах зимы - блины - круглые, горячие. Они представляли собой изображения солнца. К тому же настоящие русские блины имели красный цвет.
1 скоморох
В день проводов зимы народные гулянья достигали самого большого размаха. В это день и пели, и плясали. Походил уже по свету, лучше русской песни нету! Где песня поется, там легче живется!
Будем петь, да играть, Дударя звать.
Народная игра-хоровод «Дударь»
Ребята ходят по кругу, взявшись за руки, и поют песенку. В центре хоровода стоит «Дударь». Пропев песенку хором, спрашивают у «дударя» : «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши, и т. д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут впереди стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров! Ничего не болит! Вас ловить буду!». Дударь начинает всех ловить, дети все разбегаются.
2 скоморох
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Голова.
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Ножки болят.
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый старичище
Его под колоду
Его под сырую
Его под гнилую
- Дударь, дударь, что болит?
- Ничего не болит! Здоров! Ловить вас буду!
1 скоморох
Вот ещё одна игра,
Играйте дружно, детвора.
Народная игра «Тетёра»
1 скоморох
Ох, устал, заморился и проголодался даже.
Хватит петь да играть!
Пора и солнышко позвать!
А ну, ребята, выходите,
Красно солнышко зовите
Чтение закличек про весну.
2 скоморох
Какие же проводы зимы без частушек?
Получайте безделушки,
Самодельные игрушки,
За частушку и за шутку,за любую прибаутку.
Кто частушку пропоет — весь товар мой заберет…
Конкурс частушек
3. Кульминация
1 скоморох
Погляди-ка, народ, к нам сама весна идет!
Весна-красна — гость большой, хороший, пречестный,
На ней платье новое, новое, новое тому платью и цены нет,
Весне красной шлем привет.
2 скоморох
Весна пришла к вам с радостью, с великой милостью.
С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым, с овсом усатым,
С черною смородиной, со цветами лазоревыми
Да с травушкой-муравушкой!
1 скоморох
Потрудилась Зима-Зимушка, всласть,
Похозяйничала, пора и честь знать.
Была Зима — белая, белая,
В поле снегом сеяла-сеяла.
2 скоморох
А Весна — красная, красная, солнечная, ясная, ясная.
Она снежком умоется, зеленью покроется, станет еще краше на просторах наших!
1 скоморох
Знаете, а Зима без боя не желает уступить место весне. За наступление теплых весенних деньков надо еще и побороться. Давайте сейчас поиграем все вместе,
чтоб вы не стояли так долго на месте. Взрослых и ребят вызываю на канат: 10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната».
Игра «Эстафеты – с санками»
Игра «Гори, гори ясно»
1 скоморох
Ну ребята, удальцы, вы ребята молодцы.
Интересно, а Зима радовала вас морозом?
Кто нынче не ходил с красным носом?
Разве снегом землю Зима не украшала?
Или на санках вас всех не катала?
2 скоморох
Мы Зимы не испугались! Да и на санках давно уж накатались!
От нашего пыла и жара недалеко до пожара!
Мы сейчас, как затопаем, да в ладоши захлопаем!
Зима испугается, Весна начинается.
Я вызываю всех вас на бой,
Стенка на стенку в снежки всей гурьбой.
Гости произвольно делятся на две команды. На одной стороне играют 1 и 2 скоморохи на другой родители.
Игра в снежки.
1 скоморох
Всё! Музыка кончилась, а победила дружба. Не возражаешь?
4. Развязка
2 скоморох
Гостья погостилася, с зимушкой простилися,
С крыши капели, грачи прилетели, воробьи чирикают, они весну кликают.
Мы катались с горы от зари до зари, а сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.
1скоморох
Вот и подходит наш праздник концу. Буйное веселье заканчивалось сжиганием самой Масленицы, как символа Зимы, под исполнение песен и хороводов. Пепел разбрасывали по полю, чтобы в следующий год собрать богатый урожай. Мы не будем сжигать наше чучело, а закидаем его снежками.
Ай, Масленица, воротись!
В новый год покатись!
Прощай, прощай, Масленица!
Закидывание чучела Масленицы
5. Финал.
2 скоморох
Для вас готово угощенье, всем на удивленье!
1 скоморох
Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!
А за праздник вам спасибо!
Всех приглашаем за стол, угощаем чаем с блинами.
Литература:
1. Бойков А. А. Коллективно-творческое дело как личностно ориентированная воспитательная технология, 2005 (https://www.yandex.ru/)
2. Дмитренко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика, 2004. – №2. – С. 54-59 (https://quality.petrsu.ru/f)
3. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352с. (С. 176 – 185)
4. Ермолаева Т. И., Логинова Л. Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. – Самара, 1998. – 36с. 6. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. М. :НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С. 122-137).
5. Зикк Т. П. Фольклорный праздник как средство приобщения детей к народной культуре [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 90-92.
6. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта / авт. -сост. М. В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377с.
7. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
8. Петрова, В. Н. Круглый, румяный, в рот просится : семь дней гуляний / В. Н. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 12. – С. 54-55. – (Игры! Игры! Игры).
9. Пушкина, С. И. Картинки русского календаря : сценарии праздников для детей / С. И. Пушкина. – Москва : Школьная Пресса, 2005. – 59, [3] с. – (Я - человек. Мы танцуем и поем ; вып. 110). – Библиогр. : с. 61.
10. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании: учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, 2000. – 52с.
11. Шмелев И. С., Островский А. Н., Чехов А. П. Детям о масленице Издательство: Белорусская православная церковь, 2016 г.