Шелудько Наталья
Семейный клуб как средство взаимодействия с семьей
Семейный клуб как средство взаимодействия с семьей
Шелудько Н. Н., воспитатель
МАДОУ «Детский сад №43 «Буратино»,
Верхнесалдинский городской округ, г. Верхняя Салда
Семейный клуб, как средство взаимодействия с семьей
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту и психологический комфорт, даёт ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми родителями осознаётся с достаточной глубиной и ответственностью.
Публикация «Семейный клуб как средство взаимодействия с семьей» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейный клуб.
- Темочки
Зачастую отсутствие осознанного отношения к родительству, снижение социальных установок на воспитание детей, противоречивость представлений о целях и задачах воспитания – мешают установлению полноценных детско – родительских отношений.
Сегодня, современным родителям необходима психолого – педагогическая помощь, так как недостаточные знания по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит – к безрезультативности воспитания.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи, личного примера взрослых. Выявлены наиболее типичные ошибки родителей, например, ребёнка обманывают, чтобы добиться от него послушания, к нему применяют физические наказания, не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях, жестокую требовательность к ребёнку сочетают с попустительством.
Поэтому не снижается острота вопросов, связанных с отношениями между родителями и детьми.
Учитывая запросы родителей, на базе МАДОУ «Детский сад № 43 «Буратино» в группе «Задоринки» был создан семейный клуб «Уютное гнездышко».
Семейный клуб – необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укрепление детско – родительских отношений. Участие членов семьи в мероприятиях клуба способствовали возникновению желания и умения общаться, искать и находить выходы из сложных ситуаций.
Деятельность клуба была направлена на достижение понимания родителями проблем ребёнка, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним.
Детско – родительские отношения рассматривали через:
1. Родительский стиль (стиль воспитания).
2. Родительские установки (позиции).
3. Мотивы воспитания.
4. Детские установки. Эти компоненты тесно взаимосвязаны между собой.
Целью моей работы семейного клуба «Уютное гнездышко» было выявления влияния семейного клуба на совершенствование детско – родительских отношений.
Планируемый результат:
1. Повысить адекватность восприятия и понимания родителями характера и личности ребёнка, его поступков.
2. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам эмоционального благополучия и индивидуальных особенностей детей.
3. Познакомить родителей и обучить некоторым способам эмпатического общения (умения сопереживать, понимать внутренний мир ребёнка.)
Практическая значимость работы семейного клуба «Уютное гнездышко» заключается в том, чтобы изменить характер детско – родительских отношений и улучшить эмоциональное благополучие ребёнка. Данная работа необходима была, как для родителей, так и для детей. Дети, ощущали собственную значимость и необходимость для других, они охотно общались с окружающими людьми, проявлять доброжелательность и понимание состояния взрослых и сверстников.
В рамках проекта, в работе клуба использовала различные формы сотрудничества:
1. Досуговые формы. Эти формы работы призваны устанавливать тёплые, неформальные отношения между педагогами и родителями воспитанников в проведении совместных праздников и досугов в группе: «Семейные посиделки», «Вечера поэзии», «Лучший папа» и т. д. Такие встречи помогали нам создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители проявили смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствовало тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
2. На круглом столе использовались такие методы активизации, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, обмен опытом родителей. Здесь же показывалось родителям открытое занятие, организовывалась выставка литературы для детей и родителей по теме круглого стола. Раскрывалась родителям сущность обучения дошкольников, его специфика, которая заключается в использовании игровых приёмов, при этом обращали внимание на дидактический материал. Методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т. д.
3. Дни открытых дверей давали нашим родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общении и деятельность детей и педагога. В этот день родители имеют возможность посетить дошкольное учреждение, пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, сами поучаствовали в играх, занятиях и т. д.
4. Игровой тренинг. Родители, вовлекаемые в игровой тренинг, начинали буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком6 не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открыли для себя, что невозможно испытывать отчуждение к ребёнку и одновременно быть счастливым родителем.
Таким образом, данные формы организации общения педагогов и родителей совершенствовали детско – родительские отношения, а значит, способствовали изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи.
Благодаря клубу изменились родительские установки на взаимодействие с образовательным учреждением: «познай себя родителем, познаешь и собственного ребёнка». Родители также стали понимать причины возникновения конфликтов; научились видеть успехи своего ребёнка, собственные достижения.