Ольга Пономаренко
Семейный экологический проект «Живая природа. Лекарственные растения Тихорецкого района»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семейный экологический проект» Номинация «Живая аптека»
Тема: "Лекарственные растения Тихорецкого района"
Содержание:
1 Введение. 1
1.1 Актуальность темы. 1
1.2 Цели, задачи, методы работы. 1
2. Основная часть. 2
3. Заключение. 6
4. Информационные ресурсы. 7
5. Аналитическая справка 7
6. Приложения. 9
1. Введение.
1.1. Актуальность темы.
Публикация «Семейный экологический проект „Живая природа, Лекарственные растения Тихорецкого района“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Семейные проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть на полянах, лужайках, полях станицы Отрадной Тихорецкого района, в каждом доме (в саду, огороде, известны и знакомы, непознанные и таинственные!
Удивительно, но везде мы встречаемся с лекарственными травами?
Так была выбрана тема нашего исследования: «Лекарственные растения Тихорецкого района"
1.2 Цели, задачи, метод работы.
Цели работы:
- найти информацию о лекарственных травах;
- научиться собирать и заготавливать лекарственные травы.
Задачи:
• изучить сведения о лекарственных травах;
• узнать, какие лекарственные травы есть в нашем районе;
• собрать лекарственные травы ;
Гипотезы:
• предположим, что в нашем Тихорецком районе растут лекарственные травы.
Как проводилось исследование:
• беседовали с разными людьми;
• читали с родителями информацию о лекарственных травах;
• собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем районе;
• выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.
• Вырастили лекарственные растения в доме :"Витаминная грядка"
Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.
2. Основная часть.
Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.
Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. В том числе и в нашем Тихорецком районе.
Но не каждый человек знает, что это за растение и как оно называется, и как его применяют.
Наше исследование началось с рассмотрения и изучения книг «Лекарственные растения». В этом нам помогла библиотека отрадненского сельского поселения. Вместе с семьей Галиневских мы прочитали книги о растениях Кубани и района. И узнали как много лекарственных растений существует. Мы выяснили, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. (См. Приложение 1 – Ксерокопии страниц книги «Лекарственные растения»). В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов и стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав. (См. Приложение 2 – "Старинные книги о лекарственных травах").
Далее мы изучили область применения лекарственных растений. Сушка, сборка лекарственных растений, основные правила сбора лекарственных растений, правила сушки лекарственных растений :
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Пользоваться растениями при лечении болезней начали еще первобытные люди, заметив, что больные животные поправлялись при поедании некоторых трав. С течением времени применение растительных лекарственных средств приобретало все большее значение. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Индии, Китае появились письменные указания о видах и способах употребления трав в медицине. Примерно за 3000 лет до нашей эры появилась тибетская медицина, возникшая на основе еще более древней индийской медицины. Долгий многовековой опыт накопила и русская народная медицина.
В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.
• Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника
• Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря
• Сердечнососудистые травы
• Травы, влияющие на кровь
• Влияющие на нервную систему
• Отхаркивающие
• Мочегонные
• Противовоспалительные и противомикробные
• Улучшающие обмен веществ
• Противоаллергические травы
• Противоопухолевые
• При болезнях кожи и волос
• Противопаразитарные
• При болезнях глаз
СУШКА, СБОРКА, ЗАГОТОВКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.
При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.
Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.
Основные правила сбора лекарственных растений.
1. Собирают те части растений, которые наиболее богаты действующими веществами. У одних растений это листья, у других – корни, у третьих – плоды.
2. Сроки сбора приурочиваются к моменту максимального содержания действующего вещества.
3. Сбор следует производить в сухую ясную погоду, когда растения совершенно сухие.
4. Листья обычно собираются с начала цветения растения и продолжают в течение всего периода цветения.
5. Корни и корневища собирают после созревания, когда надземные части растения начинают увядать.
6. Плоды и семена собирают зрелыми выборочно по мере полного созревания.
7. Траву следует срезать без грубых приземных частей. Нельзя вырывать растения с корнем и корневищем.
8. Кору и почки надо снимать только со срубленных веток. Для их заготовки следует использовать срубленные деревья и кустарники на лесных вырубках.
9. Подземные части растения надо заготавливать после созревания и осыпания семян.
10. При заготовке цветков и соцветий необходимо оставлять часть их для созревания семян.
11. Необходимо чередовать сбор сырья. Нельзя вести заготовки в одних и тех же местах ежегодно.
12. Траву и листья можно собирать через год, подземные органы растения – через 3-5 лет и более.
13. Не следует собирать загрязненные растения вблизи дорог, железнодорожного полотна.
Правила сушки лекарственных растений
Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части.
Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки.
Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.
Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках. (см. Приложение № 3 о рецептах лекарственных растений).
А сколько сложено загадок, стихов о лекарственных травах (См. Приложение 5 –загадки о лекарственных растениях).
Изучив информацию о лекарственных растениях, мы решили оформить экологическую папку : "Дары природы".
Мы сделали с помощь интернета раскраски "Лекарственные растения", раскрасили рисунки, затем нашли информацию о лекарственных травах Тихорецкого района. И оформили экологическую папку. (См. Приложение 5 –экологическая папка :" Дары природы").
В детском саду старший воспитатель Пономаренко О. В. выступила с докладом "Лекарственные растения нашего края"(См. Приложение 6 – Фотографии с выступления в ДОУ).
Вместе с семьей Галиневских мы провели консультацию со старшей медсестрой детского сада Герасименко П. Г. и она нам рассказала о том как можно использовать лекарственные растения,и от каких болезней они помогают. (См. Приложение 7– Фотографии со встречи с детской медсестрой ДОУ.)
Затем, повара научили нас заваривать "Витаминный чай" (См. Приложение 8– Фотографии "Завариваем "витаминный чай").
Дома мы собрали "Аптечку из лекарственных трав". В эту аптечку мы собирали только те травы, которые растут на территории нашего Тихорецкого района станицы Отрадной. (См. Приложение 9– Фотографии аптечки).
С подготовительной группой детского сада мы сделали "Витаминную грядку" и «Фито клумбу». На которой будем выращивать лекарственные растения, : лук, мяту, каланхоэ, мать и мачеха).
Дома в семье Галиневских посадили комнатное растение алоэ.
(См. Приложение 9– Фотографии "Витаминная грядка"и «фото клумба» в детском саду" и комнатное растение алоэ).
3. Заключение.
Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку - малышку "Дары природы", организовали «Витаминную грядку».
Результатом исследовательской работы считаем то, что: мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях;
Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах ; трава является пищей птиц, насекомых и животных. .Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться выращивать лекарственные растения. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания!
По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:
1) что некоторые растения излечивают от недугов;
2) наш Тихорецкий район "настоящая кладовая здоровья"! На наших полях растет очень много разных лекарственных трав.
Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут на Кубана (в Тихорецком районе), подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома и что лекарственные травы можно собирать самим и сушить.
4. Информационные ресурсы.
1. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М. : Русское энциклопедическое товарищество. 2000.
2. Вольпер И. Н. Легенды и быль о лекарственных травах : Издательство «Экономика» .1969.
Аналитическая справка
о реализации проекта "Лекарственные растения Тихорецкого района"
В 2015 году Пономаренко О. В. старший воспитатель. разработала проект " Лекарственные растения Тихорецкого района.
Проект " Лекарственные растения Тихорецкого района " - развитие инновационного движения по экологическому воспитанию в МБДОУ № 25 «Светлячок» ст. Отрадной".
Для его реализации определены задачи: изучить сведения о лекарственных травах; узнать, какие лекарственные травы есть в нашем районе; знакомство с лечебными свойствами растений; умение их различать и называть. Уметь их собирать и сушить.
В ходе работы над проектом, нами были использованы разнообразные формы и методы, способствующие развитию у детей интереса к деятельности:
• исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
• словесные: беседы, чтение литературы, объяснения;
• технология моделирования;
• релаксация;
• использование ИКТ;
В основе работы с детьми по данной проблеме лежит личностно - ориентированная модель воспитания, которая основывается на педагогике сотрудничества взрослого и ребенка и определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка "Чувствовать - познавать - творить"
Результативность
В ходе работы над проектом достигнуты результаты:
-повысился познавательный интерес к миру растений;
-научились моделировать признаки объектов связи;
-повысился уровень их экологической грамотности.
Экологическая воспитанность дошкольника стала выражаться в гуманно - ценностном отношении к природе :
• доброжелательность к живым объектам;
• эмоциональная отзывчивость на их состояние;
• интерес к природным объектам;
• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие.
Можно с уверенностью сказать, что проведение подобной работы в детских образовательных учреждениях, будет способствовать воспитанию экологически грамотных людей.
Старший воспитатель
МБДОУ № 25 «Светлячок» О. В. Пономаренко