Папки-передвижки

Семейный экологический проект «Живая природа. Лекарственные растения Тихорецкого района»

Ольга Пономаренко
Семейный экологический проект «Живая природа. Лекарственные растения Тихорецкого района»

«Семейный экологический проект» Номинация «Живая аптека»

Тема: "Лекарственные растения Тихорецкого района"

Содержание:

1 Введение. 1

1.1 Актуальность темы. 1

1.2 Цели, задачи, методы работы. 1

2. Основная часть. 2

3. Заключение. 6

4. Информационные ресурсы. 7

5. Аналитическая справка 7

6. Приложения. 9

1. Введение.

1.1. Актуальность темы.

Публикация «Семейный экологический проект „Живая природа, Лекарственные растения Тихорецкого района“» размещена в разделах

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Лекарственные травы, которые есть на полянах, лужайках, полях станицы Отрадной Тихорецкого района, в каждом доме (в саду, огороде, известны и знакомы, непознанные и таинственные!

Удивительно, но везде мы встречаемся с лекарственными травами?

Так была выбрана тема нашего исследования: «Лекарственные растения Тихорецкого района"

1.2 Цели, задачи, метод работы.

Цели работы:

- найти информацию о лекарственных травах;

- научиться собирать и заготавливать лекарственные травы.

Задачи:

• изучить сведения о лекарственных травах;

• узнать, какие лекарственные травы есть в нашем районе;

• собрать лекарственные травы ;

Гипотезы:

• предположим, что в нашем Тихорецком районе растут лекарственные травы.

Как проводилось исследование:

• беседовали с разными людьми;

• читали с родителями информацию о лекарственных травах;

• собрали лекарственные травы, которые находятся в нашем районе;

• выясняли, как используются лекарственные травы в медицине.

Вырастили лекарственные растения в доме :"Витаминная грядка"

Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседа, самостоятельная творческая деятельность.

2. Основная часть.

Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.

Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. В том числе и в нашем Тихорецком районе.

Но не каждый человек знает, что это за растение и как оно называется, и как его применяют.

Наше исследование началось с рассмотрения и изучения книг «Лекарственные растения». В этом нам помогла библиотека отрадненского сельского поселения. Вместе с семьей Галиневских мы прочитали книги о растениях Кубани и района. И узнали как много лекарственных растений существует. Мы выяснили, как много недугов и болезней можно излечить при помощи лекарственных растений. (См. Приложение 1 – Ксерокопии страниц книги «Лекарственные растения»). В книге говорилось о том, еще в старину человек заметил, что некоторые растения излечивают от недугов и стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Были даже старинные книги, в которые записывались рецепты целебных отваров, настоек из трав. (См. Приложение 2 – "Старинные книги о лекарственных травах").

Далее мы изучили область применения лекарственных растений. Сушка, сборка лекарственных растений, основные правила сбора лекарственных растений, правила сушки лекарственных растений :

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Пользоваться растениями при лечении болезней начали еще первобытные люди, заметив, что больные животные поправлялись при поедании некоторых трав. С течением времени применение растительных лекарственных средств приобретало все большее значение. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Индии, Китае появились письменные указания о видах и способах употребления трав в медицине. Примерно за 3000 лет до нашей эры появилась тибетская медицина, возникшая на основе еще более древней индийской медицины. Долгий многовековой опыт накопила и русская народная медицина.

В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.

Лекарственные травы при заболеваниях желудка, кишечника

• Травы при заболеваниях печени, желчного пузыря

• Сердечнососудистые травы

• Травы, влияющие на кровь

• Влияющие на нервную систему

• Отхаркивающие

• Мочегонные

• Противовоспалительные и противомикробные

• Улучшающие обмен веществ

• Противоаллергические травы

• Противоопухолевые

• При болезнях кожи и волос

• Противопаразитарные

• При болезнях глаз

СУШКА, СБОРКА, ЗАГОТОВКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.

При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.

Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.

Основные правила сбора лекарственных растений.

1. Собирают те части растений, которые наиболее богаты действующими веществами. У одних растений это листья, у других – корни, у третьих – плоды.

2. Сроки сбора приурочиваются к моменту максимального содержания действующего вещества.

3. Сбор следует производить в сухую ясную погоду, когда растения совершенно сухие.

4. Листья обычно собираются с начала цветения растения и продолжают в течение всего периода цветения.

5. Корни и корневища собирают после созревания, когда надземные части растения начинают увядать.

6. Плоды и семена собирают зрелыми выборочно по мере полного созревания.

7. Траву следует срезать без грубых приземных частей. Нельзя вырывать растения с корнем и корневищем.

8. Кору и почки надо снимать только со срубленных веток. Для их заготовки следует использовать срубленные деревья и кустарники на лесных вырубках.

9. Подземные части растения надо заготавливать после созревания и осыпания семян.

10. При заготовке цветков и соцветий необходимо оставлять часть их для созревания семян.

11. Необходимо чередовать сбор сырья. Нельзя вести заготовки в одних и тех же местах ежегодно.

12. Траву и листья можно собирать через год, подземные органы растения – через 3-5 лет и более.

13. Не следует собирать загрязненные растения вблизи дорог, железнодорожного полотна.

Правила сушки лекарственных растений

Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части.

Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки.

Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.

Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках. (см. Приложение № 3 о рецептах лекарственных растений).

А сколько сложено загадок, стихов о лекарственных травах (См. Приложение 5 –загадки о лекарственных растениях).

Изучив информацию о лекарственных растениях, мы решили оформить экологическую папку : "Дары природы".

Мы сделали с помощь интернета раскраски "Лекарственные растения", раскрасили рисунки, затем нашли информацию о лекарственных травах Тихорецкого района. И оформили экологическую папку. (См. Приложение 5 –экологическая папка :" Дары природы").

В детском саду старший воспитатель Пономаренко О. В. выступила с докладом "Лекарственные растения нашего края"(См. Приложение 6 – Фотографии с выступления в ДОУ).

Вместе с семьей Галиневских мы провели консультацию со старшей медсестрой детского сада Герасименко П. Г. и она нам рассказала о том как можно использовать лекарственные растения,и от каких болезней они помогают. (См. Приложение 7– Фотографии со встречи с детской медсестрой ДОУ.)

Затем, повара научили нас заваривать "Витаминный чай" (См. Приложение 8– Фотографии "Завариваем "витаминный чай").

Дома мы собрали "Аптечку из лекарственных трав". В эту аптечку мы собирали только те травы, которые растут на территории нашего Тихорецкого района станицы Отрадной. (См. Приложение 9– Фотографии аптечки).

С подготовительной группой детского сада мы сделали "Витаминную грядку" и «Фито клумбу». На которой будем выращивать лекарственные растения, : лук, мяту, каланхоэ, мать и мачеха).

Дома в семье Галиневских посадили комнатное растение алоэ.

(См. Приложение 9– Фотографии "Витаминная грядка"и «фото клумба» в детском саду" и комнатное растение алоэ).

3. Заключение.

Мы рассказали сверстникам и взрослым все, что узнали о лекарственных растениях. Изготовили аптечку из лекарственных трав. А также оформили книжку - малышку "Дары природы", организовали «Витаминную грядку».

Результатом исследовательской работы считаем то, что: мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы использования лекарственных трав, для лечения людей; вырастили лекарственные растения в домашних условиях;

Травы… Что в них необычного? Известно, что трава растет на полях, огородах, лугах, в лесах ; трава является пищей птиц, насекомых и животных. .Но, при более внимательном изучении лекарственных трав, мы поняли, что знаем о них очень мало. Появилось желание научиться выращивать лекарственные растения. Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания!

По итогам выполнения исследовательской работы мы сделали для себя следующие выводы:

1) что некоторые растения излечивают от недугов;

2) наш Тихорецкий район "настоящая кладовая здоровья"! На наших полях растет очень много разных лекарственных трав.

Таким образом, наше предположение о том, что лекарственные травы растут на Кубана Тихорецком районе), подтвердилось. А также подтвердилась гипотеза о том, что возможно, сделать "Витаминную грядку" из лекарственных растений у себя дома и что лекарственные травы можно собирать самим и сушить.

4. Информационные ресурсы.

1. Большая детская энциклопедия: Биология / сост. К. Люцис. М. : Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

2. Вольпер И. Н. Легенды и быль о лекарственных травах : Издательство «Экономика» .1969.

Аналитическая справка

о реализации проекта "Лекарственные растения Тихорецкого района"

В 2015 году Пономаренко О. В. старший воспитатель. разработала проект " Лекарственные растения Тихорецкого района.

Проект " Лекарственные растения Тихорецкого района " - развитие инновационного движения по экологическому воспитанию в МБДОУ № 25 «Светлячок» ст. Отрадной".

Для его реализации определены задачи: изучить сведения о лекарственных травах; узнать, какие лекарственные травы есть в нашем районе; знакомство с лечебными свойствами растений; умение их различать и называть. Уметь их собирать и сушить.

В ходе работы над проектом, нами были использованы разнообразные формы и методы, способствующие развитию у детей интереса к деятельности:

исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

словесные: беседы, чтение литературы, объяснения;

• технология моделирования;

• релаксация;

• использование ИКТ;

В основе работы с детьми по данной проблеме лежит личностно - ориентированная модель воспитания, которая основывается на педагогике сотрудничества взрослого и ребенка и определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка "Чувствовать - познавать - творить"

Результативность

В ходе работы над проектом достигнуты результаты:

-повысился познавательный интерес к миру растений;

-научились моделировать признаки объектов связи;

-повысился уровень их экологической грамотности.

Экологическая воспитанность дошкольника стала выражаться в гуманно - ценностном отношении к природе :

• доброжелательность к живым объектам;

• эмоциональная отзывчивость на их состояние;

• интерес к природным объектам;

• стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие.

Можно с уверенностью сказать, что проведение подобной работы в детских образовательных учреждениях, будет способствовать воспитанию экологически грамотных людей.

Старший воспитатель

МБДОУ № 25 «Светлячок» О. В. Пономаренко

Публикации по теме:

Исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода, как живая природа»Исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Вода, как живая природа» Введение. Вода - самое распространенное, самое уникальное и удивительное вещество в природе. Почему вода играет такую важную роль в нашей.

Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения»Конспект НОД для старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности «Живая природа и ее свойства. Растения» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Проект «Лекарственные растения»Проект «Лекарственные растения» Актуальность: Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их.

Проект «Лекарственные растения Кубани» Актуальность проблемы: В настоящее время родители очень обеспокоены здоровьем детей, ведь с каждым годом в стране выявляют новые инфекции,.

Проект «Лекарственные растения» (фотоотчет)Проект «Лекарственные растения» (фотоотчет) В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования.

Проект экологический для ясельной группы «Живая веточка» Проект живая веточка детский сад №34 Время реализации проекта: весенний период. Продолжительность проекта:1 месяц. Вид проекта:краткосрочный,.

Экологический проект «Я и природа» Проект «Я и Природа» Аннотация Проект «Я и природа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен.

Экологический проект «Комнатные растения»Экологический проект «Комнатные растения» Тип: практико-ориентированный Вид: экологический Срок: краткосрочный. Место проведения: МДОУ детский сад №5 «Сказка» Участники проекта:.

Экологический проект «Лекарственные растения»Экологический проект «Лекарственные растения» Цель : формировать знания о мире лекарственных растений. Задачи : познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на.

Экологический проект «Живая аптека» Проект в подготовительной группе «Живая аптека». Травам нужно поклониться И навечно в них влюбиться, Трав лекарственных запас, Помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейный экологический проект «Живая природа. Лекарственные растения Тихорецкого района»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 17:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД