Елена Леонидовна Леонтьева
Семинар для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста
1) Теоретическая часть:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лет» К. Д. Ушинский
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Мнемотехника - «искусство запоминания»(греч.)
Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические.
Приемы мнемотехники в д/с осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме :
• Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
• Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
• Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра.
Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.
Мнемоническое правило
Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила :
• Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
• Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
• Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
• Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
• Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному
Сенсорно-графическая схема (Воробьёва В. К.)
Блок –квадрат (Глухов В. П.)
Предметно-схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Схема составления Рассказа (Ефименкова Л. Н.)
Коллаж (Большева Т. В.)
2) Практическая часть:
Для проведения практической части педагогам предлагается сформировать три творческие группы, каждая из которых получает задание:
1. Для всех групп:
- Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам.
- Прочитать по мнемосхеме стихотворение
- По предложенной мнемосхеме составить небольшой рассказ.
- Отгадайте загадки по предложенным мнемосхемам
- Отгадать стихотворение по предложенной мнемосхеме (Буря мглою небо кроет)
2. Для каждой группы:
- составить мнемосхему на любую загадку.
- составить мнемосхему на любое стихотворение
- составить мнемосхему на любую сказку
3) Заключительная часть:
- Провести работу с родителями по знакомству с инновационными технологиями.
- Сделать схемы по своей возрастной группе (стих, загадка, сказка и т. д)