Семинар для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду»

Светлана Мищенко
Семинар для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду»

Классификация проектов

Исследовательский проект

Цель. Формирование познавательной активности, самостоятельности.

Результат. Новое знание.

Ценность. Благодаря проекту формируется познавательная активность.

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – проверка каждой гипотезы либо выбор одной гипотезы и ее исследование – исследовательская деятельность – представление результатов исследования – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись, выдвижение новых гипотез).

Форма продукта. Модель, схема, календарь.

Возможная форма презентации. Доклад.

Творческий проект

Цель. Создание творческого продукта.

Результат. Творческий продукт.

Ценность. В процессе создания творческого продукта формируются умения планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий (УУД).

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез – определение предполагаемого творческого продукта – распределение на группы – планирование деятельности по созданию творческого продукта – практическая деятельность – представление результатов – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись).

Форма продукта. Концерт, утренник, произведение (стихи, песни, сказки, кукольный спектакль, коллаж, макет, книга, газета, выставка.

Возможная форма презентации. Выставка, утренник, спектакль.

Ролевой проект

Цель. Решение проблемных ситуаций в игре.

Результат. Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность. Ребенок переживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура. Создание проблемной ситуации – распределение ролей – игра – представление результатов.

Форма продукта. Игра.

Возможная форма презентации. Фильм, альбом, портфолио.

Информационный проект

Цель. Сбор и представление информации.

Результат. Полная и достаточно необходимая информация.

Ценность. Формирование умения работать с разными источниками, самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объеме.

Структура. Создание проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – определение путей поиска информации – определение способа работы по поиску информации (индивидуально, в группах) – распределение на группы – поиск информации – представление результатов – рефлексия (рассказ о процессе поиска информации).

Форма продукта. Книга, альбом, доклад, фотографии, макет, коллаж, игра, газета, стенд, выставка, журнал, календарь, мини-музей и пр.

Возможная форма презентации. Доклад, экскурсия, утренник.

Практико-ориентированный проект

Цель. Решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Результат. Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада.

Структура. Создание практико-ориентированной проблемной ситуации – выдвижение гипотез по разрешению проблемы – распределение на группы – практическое разрешение проблемы – представление результатов.

Форма продукта. Модель, алгоритм, памятка, альбом, рисунки детей.

Этапы работы над проектом

I. Подготовительный этап

1. Проблематизация

Создание проблемной ситуации. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Решение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки педагогов.

2. Целеполагание

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.

У метода проектов должно быть минимум две цели: педагогическая – чему учить и конкретная – то, к чему будет стремиться сам ребенок. Например, цель «формирование экологической культуры детей» - это цель педагогическая. Для ребенка в данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой, построить скворечник.

Таким образом, цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение. Педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на минуту не была упущена из вида его участниками.

II. Этап планирования

Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Шагов должно быть не менее трех.

Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.

Нужно избегать ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, а затем просто знакомит детей с готовым планом.

Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.

III. Основной этап

Реализация плана

Непосредственная реализация составленного плана проекта. Педагогом прописываются все пять этапов работы над проектом в следующей таблице:

Этапы Деятельность детей Деятельность педагога Формируемые умения

1. Подготовительный этап

2. Этап планирования

3. Основной этап

4. Заключительный этап

5. Рефлексия

Шаги, запланированные детьми, должны отражаться в схемах, алгоритмах, картинках и пр.

В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);

письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

IV. Заключительный этап

Презентация, представление готового продукта, его защита.

Представление готового продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

время проведения презентации;

длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);

форму организации общей презентации, особенности сценария;

проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.

V. Рефлексия

Завершающий этап. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.

Публикации по теме:

Интелектуально-досуговые игры как средство подготовки детей к школьному обучению Важнейшим показателем интеллектуальной готовности детей к школеявляется овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение,.

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации ребенка дошкольного возраста Одной из главных задач начальной школы – детского сада является воспитание личности, способной к самопознанию, самореализации в условиях.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 20 марта 2015 в 09:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...