МААМ-картинки

Семинар для воспитателей ДОУ «Технология освоения образовательного инструментария к программе «Социокультурные истоки»

Ольга Котельникова
Семинар для воспитателей ДОУ «Технология освоения образовательного инструментария к программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы

Технология освоения образовательного инструментария - серии книг для развития детей дошкольного возраста - к программе «Социокультурные истоки» педагогами детских садов, родителями воспитанников.

Цель: знакомство со структурой и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет; расширение представлений о программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования; освоение технологий активного взаимодействия.

Технические шаги.

Шаг первый. «Объединение».

Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Технология освоения образовательного инструментария к программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах

Предложить присутствующим сесть в круг и объединиться в пары (тройки) в зависимости от количества экземпляров детской литературы.

Предложить сидящим в парах познакомиться друг с другом, назвать своё имя, место работы, должность.

Выразить надежду на активное сотрудничество и творческое взаимодействие.

Раздать всю серию книг для развития детей (17 экземпляров по 1 книге на каждую пару).

Дать общую информацию следующего характера.

В работе с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по данной программе. Образовательная работа по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3-4 лет («Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4-5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5-6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»); пять книг для детей 6-7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образу», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).

Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника).

Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный профессором РАЕН И. А. Кузьминым для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. Образовательная работа с детьми и родителями по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Интегративный характер книг для развития актуализирует знания детей по игровой деятельности, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду, развивает коммуникативные способности.

Шаг второй. «Ознакомление».

Поставить цель работы: знакомство со структурой построения и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-7 лет.

Выделить время для самостоятельного ознакомления с книгой для развития (10-15 минут).

Практические шаги.

Шаг третий. «Освоение».

Обязательное условие: в паре решать все задания вместе, делегируя право высказаться по очереди.

Задача: выделить отличительные особенности книг для развития дошкольников к программе «Социокультурные истоки».

Образовательный инструментарий для дошкольников имеет следующие отличительные особенности.

Во - первых, он направлен в равной степени на развитие духовно – нравственных ценностей как ребёнка, так и его родителей.

Каждая книга для развития начинается со Слова к родителям. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно-нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе.

Задание присутствующим.

Зачитать из книг для развития фрагменты Слова к родителям, которые тронули Вашу душу; озвучить при этом название книги и возраст детей, для которых она предназначена.

Заслушать желающих.

Слово к родителям заканчивается заданиями:

«Прочитайте детям следующие пословицы» (книги для детей 3-4 лет) или «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц» (книги для детей 4-7 лет). Чтобы понять афористичность пословицы, образность поговорки, их философский смысл, нравственное начало, скрытую метафору – надо иметь большой жизненный опыт и развитое чувство языка. Задача взрослого – помочь в это детям.

Задание присутствующим.

Зачитать из книг для развития понравившиеся пословицы. Заслушать желающих. Поразмышлять над ценностью представленных пословиц и над тем, как они будут представлены детям для совместных размышлений.

Во – вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышления по осваиваемым категориям. Главное произведение выделено особой рамочкой - заставкой и буквицей.

Задание.

Найти в книгах главные произведения и назвать их. Обратить внимание на их разножанровость.

Вывод.

В качестве главных произведении в книгах для развития представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической и переложенной житийной литературы.

Народные игры, песни, потешки, поговорки, пословицы в книгах для развития приобщают детей и взрослых к родному слову, возрождают их генетическую память и используются в процессе проведения занятий. Познавая богатство народной культуры, ребенок сердцем познает и свой народ. В родном фольклоре отражено миропонимание народа, его нравственные установки. Это первые уроки воспитания маленького ребенка.

В – третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания.

Одна из главных задач программы - организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми. После текстов в книгах помещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми.).

Задание.

Найти отличительные особенности анализа представленных текстов в сравнении с традиционным.

В книги для развития включены задания всех уровней сложности:

* направленные на воспроизведение информации : «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», «Выучите понравившуюся колыбельную песню» и т. п. ;

* направленные на преобразование имеющихся знаний : «Какие добрые слова из прочитанных потешек вы запомнили?», «Поразмышляйте вместе с детьми и выберите качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;

* направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории», «Побеседуйте с ребенком о том, каким он представляет свой жизненный путь».

Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию и переосмыслению жизненного опыта.

В – четвёртых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить эмоционально-образное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий

Мышление детей дошкольного возраста носит наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Это нашло отражение при разработке книг для развития детей дошкольного возраста. Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы – иллюстрации, позволяющие получить образно – эмоциональное развитие.

В процессе подготовки итоговых занятий дети приобщаются к изобразительному искусству : рассматривают иллюстрации, помещенные в книгах для развития, отмечают выразительность представленных образов, душевное состояние героев.

Образы иллюстраций к книгам подготовлены художниками М. В. Фоминой, М. А. Тодоровой, Ю. А. Александровым, Ю. Г. Галкиной, Е. А. Клюевой. Образы иллюстраций доносят до читателя основную идею каждой книги. Художники с большой любовью создали образы героев, детализировано, до мельчайших подробностей изобразили особенности исторической эпохи, культуры и быта русского народа.

В книгах зримо представлены образы : Матери, Отца, Семьи, Матушки – Природы, Защитников Земли Русской, Доброго друга, Мастеров и рукодельниц, Труда земного, Праздника и др. Это предельно цельные художественные образы, дающие детям представления о культуре, быте, традициях, занятиях и ремеслах людей родного края.

Задание.

Найти отличительные особенности художественного оформления книг для развития, начиная с обложки.

В – пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей.

Задание.

Найти в книгах сказки с восстановленным первоначальным контекстом.

(«Золотое яичко», «Теремок», «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка», «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола» и др.).

Вопрос: «Почему важен первоначальный контекст русских народных сказок?»

Первоначальный контекст сказок возвращает нас в родную традицию, где сохраняется многовековая мудрость народа, главные герои стремятся к идеалу. Работа с книгами для развития способствует расширению кругозора и словарного запаса детей, развитию образного и основ логического мышления, языкового чувства, формированию системы ценностей и навыков сотрудничества и продуктивного диалога.

В – шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлена страница Альбома «Мои Истоки», над которой ребёнок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории.

. В современной педагогической парадигме каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями как личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми.

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.

Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страницы Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страница становится результатом сотворчества взрослых и детей.

На этих страницах в рисунке ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления. Страница Альбома создается как в детском саду, так и дома. Художественно-творческая деятельность для детской души снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние каждого ребенка.

Задание.

Найти отличительные особенности оформления страниц Альбома детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Начиная со второй младшей группы, идет последовательное развитие продуктивной деятельности детей. Творческие задания усложняются с учетом их возрастных особенностей. Следует отметить, что при оформлении страниц Альбома активное участие принимают родители, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Книги для развития наполнены образами – символами – солнце, месяц, луна, звезды, ветер, которые ребенку предстоит осмыслить вместе с родителями и педагогами.

В – седьмых, в книгах для развития помещён образовательный инструментарий для проведения активных занятий с детьми и их родителями. Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются активные занятия и последовательное их проведение.

Задание.

Найти в книгах разные виды образовательного инструментария и отметить его ценность. Поразмышлять над тем, как вместе с детьми можно выполнить задания к активным занятиям.

Шаг четвёртый. «Итоговый».

Предложить родителям объединиться в микрогруппы.

Предложить присутствующим ещё раз перелистать серию книг и ответить на вопрос: «Какие качества личности ребёнка-дошкольника формируют книги для развития?».

Выслушать мнение каждой группы.

Записать все высказывания, подвести общий итог, зачитать обобщённый ответ на поставленный вопрос.

Вывод: книги для развития детей формируют все базовые качества личности ребёнка-дошкольника.

Универсальность книг для развития детей заключается в том, что они с успехом интегрируются с Азбукой Истоков «Золотое сердечко», а также могут быть интегрированы в различные программы для дошкольного образования.

Прокомментировать Рекомендации родителям к книгам для развития детей.

Проследить линию преемственности с книгами для развития для начальной школы.

Публикации по теме:

Конспект НООД «Любимая сказка» в средней группе по программе «Социокультурные истоки» Тема занятия «Любимая сказка». Цель: обобщить имеющиеся знания детей о русских народных сказках. Образовательные задачи: Обучающие: - Познакомить.

Конспект НОД «Старание и терпение» по программе «Социокультурные истоки» для старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет Цель: Способствовать формированию у детей духовно-нравственных понятий на основе примеров из художественной литературы (сказок «Морозко».

Конспект НОД по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе на тему «Рождество» Конспект НОД по программе «Социокультурные Истоки» в старшей группе Тема: «Рождество». Цель: - Познакомить детей с историей возникновения.

«Добрый мир». Конспект ОД с детьми младшей группы и их родителями по программе «Социокультурные истоки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка» Конспект образовательной деятельности.

Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки»Презентация «Добрая книга» для воспитателей по реализации программы «Социокультурные истоки» ООД «Добрая книга» с воспитанниками второй младшей группы Цель: формирование представлений у детей о доброй книге и добрых делах. Задачи:.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе «Любимые сказки» Программное содержание 1. Учить узнавать русские народные сказки; учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок. 2. Развивать память,.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе «Ласковая песня» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе «Ласковая песня» Воспитатель: Белоногова Н. М. г.

Методические рекомендаци по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» Методические рекомендации по подготовке и проведению итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки» с использованием активных форм.

НОД «Добрые друзья» по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе Непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель: Маркова.

Работа в паре «Дружная семья» по программе «Социокультурные истоки» Социокультурные истоки. Работа в паре «Дружная семья». Этапы работы: 1. Индивидуальный этап. Воспитатель объясняет задание, предлагает детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей ДОУ «Технология освоения образовательного инструментария к программе «Социокультурные истоки»
Опубликовано: 23 марта 2019 в 22:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей ДОУ «Технология освоения образовательного инструментария к программе «Социокультурные истоки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Котельникова (УИ 384635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД