Получи документы

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

юлия максутова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы говорим о воспитании детей с учётом полоролевой идентичности.

• Пол (от латинского - «secare» - разделять, делиться) — первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.

Гендер - (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 3.

Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня в дошкольных учреждениях стоит проблема формирования гендерной идентичности детей. В чём вы видите проблему? (Ответы педагогов).

1. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки.

2. В дошкольных учреждениях работают в основном женщины.

3. Много детей живут в неполных семьях, где воспитанием занимаются женщины, что особенно не приемлемо для мальчиков.

Таким образом, наша с вами задача, заключается в воспитании детей с учётом пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

Слайд 4.

Особенности развития мальчиков

- У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве

- Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее

- Физически сильнее

- Ориентируются на дальнее зрение

- Более подвижны, менее усидчивы, т. к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности

- Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями

- Легкие мальчиков по величине больше

- Крови на пол литра больше, чем у девочек

- Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная

- Себя зачастую изображают на фоне машин

- Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета

Слайд 5.

Особенности развития девочек - Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления

- Девочки дышат грудью

- Большая выносливость. Более крепкое здоровье

- Физически слабее

- Организм лучше сопротивляется болезням

- Быстрее утомляются

- Чувствительны к шуму

- Ориентируются на ближнее зрение

- Менее подвижны. Более усидчивы

- У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые

- Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты

- Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее

- Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны

Слайд 6.

Игра-соревнование для педагогов:

Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

Обобщение:

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д.

Слайд 7.

Как же построить развивающую среду, ориентированную на гендерное воспитание?

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).

Для девочек – это игры на семейно-бытовые темы. Для мальчиков – это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей» и др. Кроме атрибутов к сюжетно-ролевым играм, необходимы и дидактические игры. Такие игры трудно приобрести. Их можно сделать самим.

Для детей младших групп игры «Ленточки и бантики», «Подбери одежду кукле», «Чья игрушка?»,«Чей предмет? Папы или мамы?», «Подбери пару по настроению», «Найди одежду для мальчика и девочки» и т. д.

Нужно использовать маркеры с акцентом на гендерную идентичность.

Оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек подобрать картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры можно изготовить для кроватей и шкафчиков для полотенец.

Подобрать для девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого.

Книжный уголок.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту. Организовывать «Выставки книг про девочек и для девочек», «Выставки книг про мальчиков и для мальчиков».

Слайд 8.

Как построить работу с детьми по гендерному воспитанию?

Работу с детьми по гендерной социализации необходимо проводить комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации.

НОД можно осуществлять в рамках тематических недель «Мы разные – девочки и мальчики», «Мужчина и женщина, – какие они?», «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

1) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер

2) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола

3) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков

4) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера

•Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца.

•При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии : мальчик – девочка, т. к. дети взаимодополняют друг друга.

•В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить особое внимание на следующее:

•На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

•На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

•На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. У детей вырабатываются :

•Навыки доброжелательного отношения друг к другу

Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр

•Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

•Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера

•Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Изобразительная деятельность способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.

Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

Внести в уголок изодеятельности раскраски, трафареты, картинки для врезания, бросовый материал для ручного труда как для мальчиков, так и для девочек.

В музыкально - ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.

Используется дифференцированный подход в процессе физического воспитания на основе различий в двигательных функциях мальчиков и девочек. Используется распределение ролей в подвижных играх (девочки – пчелки, мальчики – медведи). Различия в подборе упражнений, оборудования.

Слайд 10.

Сотрудничество с родителями.

Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, играть, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определенный запас знаний, которым воспитатель готов поделиться.

Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек можно предложить по темам:

Воспитание девочек и мальчиков

• Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания

•Поведение мальчиков и девочек

•Дружба мальчиков и девочек

•В семье растет дочь, в семье растет сын

•Игрушки мальчиков и девочек

•Я и моя семья

•Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний

•Женские и мужские профессии.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Презентация на тему: «Хлеб — всему голова» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта на тему «Хлеб – всему голова» по стихотворению С. В. Погореловского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 19:57
+59Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем юлия максутова (УИ 2167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД