Приложение МААМ

Семинар «Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры»

Юлия Кеменова
Семинар «Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для воспитателей по теме:

«Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры»[/i] Цель: Оценка профессионализма воспитателя в формировании интереса к развитию математических представлений в процессе игры. Создание педагогических условий успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар „Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры“» размещена в разделах

Ход семинара

1. Вступительная часть

2. Основная часть (деловая игра)

Вступительная часть.

Знания, которые даются в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее и легче. Однако игра формализованная, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала может принести даже вред, так как снижает интерес ребенка к играм и самому процессу обучения. И мы порой разводим руками : «Мол, слабая подгруппа – с нее и взятки гладки», а сами при этом вовлекаем детей в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

Не всегда учитываем особенности мышления ребенка дошкольного возраста. Характерное для ребенка 3-5 лет наглядно-действенное мышление (т. е. мышление, активизирующееся в процессе деятельности) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. В результате у ребенка формируются определенные представления и понятия. Для детей шестого года жизни характерно наглядно-образное мышление. Наглядно-образный стиль мышления характеризуется тем, что для его активизации необходимы наглядный образ, модель, отражающая существенные черты объекта или всех объектов, объединенных данным понятием. И только к семи годам у ребенка формируется абстрактное мышление.

Хочу напомнить вам древнюю пословицу: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребенка образом (игры-занятия, автодидактические игры)

Компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия. Если одного из этих компонентов нет – это упражнение или беседа о дидактическом материале. Все дидактические игры классифицируются на игры с предметами, на настольно-печатные игры, словесные и музыкально-дидактические. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.

Сорокина А. И. привела классификацию дидактических игр по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношении детей, по роли воспитателя:

1. игры-путешествия отражают реальные факты, раскрывая обычное через необычное, цель которых – усилить впечатление через сказочную необычность;

2. игры-предложения : «Что было бы?», «Что бы я сделал?», «Кем ты бы хотел быть и почему?»;

3. игры-загадки с замысловатым описанием, которые нужно расшифровать;

4. игры-беседы (диалоги, где в основе – общение воспитателя с детьми, детей с ним и друг с другом с особым характером игрового обучения и игровой деятельности. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т. е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей – такие игры как

«Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Для закрепления знаний, полученных на занятиях, детям дают домашнее задание в виде дидактических игр и упражнений: «Собери бусы», «Найди ошибку», «Какие цифры потерялись» и т. п. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, педагог добивается лучшего усвоения детьми программного материала, правильного выполнения сложных заданий. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, педагог должен стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Хочется в нескольких словах сказать о «Занимательных уголках математики», которые просматривались недавно. В группах есть в наличии и раздаточный и демонстрационный материал, соответствующий возрасту детей и программным задачам данного возраста. Пособия аккуратные, эстетически оформленные. Хотелось отметить группу разновозрастную и подготовительную коррекционную. Большой подбор задач логического плана для индивидуальных заданий. В подготовительной коррекционной обновленный раздаточный материал, а также большое разнообразие игр, пособий и задний для индивидуальной работы с детьми. Пересмотреть во возрастным задачам математическое развитие у детей дошкольников. Пополнить недостающим наглядным и раздаточным материалом.

Основная часть (деловая игра)

Уважаемые коллеги! Как вы знаете, что ведущая деятельность у детей – это игровая, ну и соответственно у нас с вами тоже ведущая деятельность будет – игровая. Так как в непринужденной форме достаточно легко усваивается информация. Итак, приступаем к первому вопросу.

Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени)

Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучений ФЭМП (Систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход)

Методы используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические)

Приемы используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, описание, вопросы, показ предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры и т. д.)

Каким наглядным материалом можно пользоваться на занятии (раздаточным, демонстрационным)

Свойства предметов характеризующие его размер (величина)

Логические задачи: У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 25 лет. Сколько лет сыну (25)

В корзине 4 яблока. Разделите между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось лежать в корзине (одно яблоко отдать вместе с корзиной)

Самый популярный способ транспортировки людей на Земле

(пеший)

Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда, когда это не нужно (якорь)

Пете и Коле купили по коробке конфет. В каждой коробке находится 12 конфет. Петя из своей коробки съел несколько конфет, а Коля съел столько конфет, сколько осталось в коробке у Пети. Сколько конфет осталось на двоих у Пети и Коли (12 конфет)

Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Ну вот, немного отдохнули, поиграли, а теперь приступим к домашнему заданию. Вам было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем: «Показать элемент по закреплению развития математических представлений в игре» Согласно домашнему заданию, которое вы получили.

И в завершении:

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важная часть их общей подготовке к школе. внимание к этой.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 06:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Формирование интереса к развитию математических представлений в процессе игры»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кеменова (УИ 202798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД