Евгения Солодуха
Педагогическая интеграция
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар: «Педагогическая интеграция».
Цель: Разностороннее планирование тематического и интегрированного занятия.
Вопрос: «В чём заключается планирование интегрированных занятий, праздников?»
Многие педагоги задают вопросы : в чём специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Педагогическая интеграция» размещена в разделах
Сначала попробуем разобраться в терминологии.
Приведу трактовку понятий «комплекс» и «интеграция».
«Словарь иностранных слов»
«комплекс»- совокупность предметов или явлений, составляющие одно целое.
«интеграция»- восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
«Словарь русского языка» С. И. Ожёгова
Комплекс- совокупность, сочетания чего-нибудь, каких-либо представлений.
Интеграция- объединение в целое каких-либо частей.
«Советский энциклопедический словарь»
Комплекс- совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
Интеграция- понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а так же процесс ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Отталкивалась от этих определений разграничивания понятия «комплексные занятия» и «интегрирование занятий»
В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала (поэтического, музыкального, игрового, познавательного) к одной теме.
Например: в конце осеннего периода, подводя итоги наблюдений за природой, в разные осенние месяцы, проводим комплексные занятия «Осень- перемен восемь». В содержании этого занятия включается всё, что дети узнали, выучили, запомнили за 3 последних месяца: и про урожайный сентябрь, и про пёстрый октябрь и про хмурый ноябрь с первым снегом.
Дети поют песни, читают стихи, танцуют, поют, играют и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года- осени. На таком занятии могут прозвучать радостные стихи об урожае, печальные об улетающих птицах, светлая песня «Туча не сердись» и грустная «Дождь стучится к нам в окошко».
Дети слушают музыку, весело танцуют с листочками, играют в игры «Дождик», водят хороводы «огородная- хороводная». В содержании занятий «Осень» объединяется самый разный материал- здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образцах.
Совсем другое дело, когда в основе содержания занятия- тема или образ в одной тональности.
Если речь идёт об осени, а точнее, об осени первоначальной (тихой, светлой, хрустальной) тогда весь репертуар и стихи, и песни и музыка для слушания- должны соответствовать этому настроению. В этом случае можно говорить о взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении (или об интеграции) различных искусств и видов детской (в данном случае художественной) деятельности, работающих на создание одного образа.
Так сложилось в практике, что комплексные занятия используются в качестве варианта досуговой деятельности, и темы их чаще всего связаны с временами года и праздничными датами. На таких занятиях исполнительская деятельность детей представлена во всём своём многообразии; требуется предварительная работа, заключающаяся главным образом в разучивании с детьми тех или иных художественных номеров.
Диапазон тем интегрированных занятий гораздо шире, чем занятий комплексных. Например, использование темы природы предполагает не только освещение того или иного времени года, но и знакомство с конкретными природными явлениями («Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры») Для интегрированных занятий можно взять и темы, имеющие патриотическую направленность «Моя малая родина», тему знакомства с растительным или животным миром (Люблю берёзку русскую», «Прекрасные лебеди»)
В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия включают- трудовую, познавательную деятельность (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например музыкальной.
Так, на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению музыкально-ритмическим движением, музицированию, музыкальному творчеству то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм
Примерные темы таких занятий «Музыка и настроение», «Вальс в музыке, песне, движении, сказке».
Механизмом интеграции является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусства. И предполагает создание условий для эмоциональной, интеллектуальной активности ребёнка, выход на творческую продуктивную деятельность.
И в заключении хотелось бы сказать о том, как часто следует проводить с детьми комплексные и интегрированные занятия в детском саду. Комплексные занятия могут проводится в связи с праздничными датами, наступлением или завершением того или иного времени года, другими событиями.
Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьёзной и предварительной работы, определённой подготовки детей и восприятию того или иного материала, проводятся как правило, один раз в квартал.
Продолжительность занятий обоих видов составляет 20-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и, конечно, возраста детей