Папки-передвижки

Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»

юлия
Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар – практикум

для педагогов и младших воспитателей

«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»

Задачи:

1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия.

2. Способствовать осознанию воспитателем негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей.

3. Отработать с участниками техники:

• саморегуляции;

Публикация «Семинар-практика „Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью“» размещена в разделах

• предоставления воспитанникам обратной связи относительно их поведения;

• введения правил, ограничений на действия детей.

Материалы и оборудование: бумага, карандаши, карточки к упражнениям № 4,6, магнитная доска, памятки.

Ход семинара-практикума

1. Разминка. Упражнение «Сменяющиеся команды»

Инструкция ведущего: предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки. По моему сигналу, например, «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по 4 человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое вы должны выполнить:

«тройки»- возьмитесь за руки и скажите, что вы умеете делать хорошо;

«двойки»- поднимите брови и назовите, кого вы считаете лучшим из мужчин;

«четверки»- поднимите руки над головой и все одновременно громко сообщите о месте своего рождения;

«количество участников» - встаньте в круг, обхватите за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните: «Добрый день, коллеги!»

2. Вступительное слово.

Ведущий называет тему и задачи.

Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, педагогами и др. людьми.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Нас волнует вербальная агрессия педагогов и других сотрудников ДОУ.

3. Упражнение «Детская обида»

Инструкция ведущего: детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Попытайтесь вспомнить какую-либо свою детскую обиду, напишите в первой колонке, какие слова вас особенно ранили, а во второй отметьте те, которые вы употребляете сейчас.

Предлагается высказаться участникам. Обсуждение.

Ведущий: хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из- за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильных или противоправных действий.

Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

4. Упражнение «Признаки речевого насилия»

Ведущий: Давайте попробуем «нарисовать» портрет ребенка, постоянно подвергающегося речевому насилию.

Признаки речевого и психического насилия :

• часто печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• агрессивность;

• склонность к уединению;

• неумение общаться;

• нервный тик;

• вредные привычки;

• низкая самооценка;

• антиобщественное поведение.

Необходимо проанализировать поведение детей в группе, присмотреться, нет ли указанных признаков у кого-либо из детей.

5. Упражнение «Словарь отрицательных оценок»

Ведущий: Предлагаю вспомнить слова и выражения педагогов, которые содержат отрицательную деятельность детей и написать каждую фразу на отдельном листе.

Ознакомление с записями и обсуждение.

Таким образом, к речевому насилию относятся :

угрозы в адрес ребенка;

• замечания, высказанные в оскорбительной форме;

• принижение его успехов;

• постоянная критика в адрес ребенка;

• подавление инициативы;

• брань, крики в адрес ребенка;

• наказание за неправильный ответ;

• некорректное высказывание о внешнем виде;

• отказ в утешении, когда ребенок испуган или подавлен;

• негативная характеристика ребенка;

• открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.

6. Упражнение «Техника обратной связи для оценки поведения детей»

Ведущий: возникает вопрос, можно ли педагогам избежать отрицательных оценок в повседневной практике? Оценка- первый элемент психологически грамотного взаимодействия с детьми. Она- основа для формирования самооценки ребенка.

Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка, настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную и объективную оценку случившемуся. В такой ситуации типичная ошибка воспитателя- прямая, чаще всего негативная оценка личности ребенка в целом, а не отдельного его поступка.

ситуация оценка Я-сообщение

Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу А если бы тебе попытались оторвать ножку, тебе было бы приятно?

Что ты делаешь! Ей же больно! Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет продолжаться, то кукол у нас не останется. И мне придется их спрятать.

Меня очень огорчает, что дети ломают игрушки, потому что потом нам не с чем будет играть.

Двое детей бегают друг за другом по группе и громко кричат Что за табун носится!

Сколько раз вам повторять: в группе нельзя бегать и кричать! Меня огорчает, что дети не соблюдают правила поведения в группе и мешают другим.

Один мальчик ударил другого за то, что тот взял машину, в которую он грузил кубики Сколько можно драться!

Зачем ты забрал у него машину! Мне жаль, что вы не смогли договориться и вместе поиграть. Делать больно другому очень плохо.

Вывод: осуждая, порицая, критикуя ребенка, мы чаще всего задеваем его личностные качества и тем самым не способствуем развитию у него ответственности за конкретные поступки, а также формируем неадекватную самооценку. Давая обратную связь в виде «Я-сообщения», мы демонстрируем ребенку наше отношение к его поведению через вербализацию собственных эмоций и чувств, представляем ему выбор изменить свое поведение или продолжить его, но затем нести ответственность за последствия.

7. Упражнение «Экстренные меры»

Ведущий: Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышен раздраженный голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, звучат некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит?

Между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.

Ознакомление с памяткой «Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями».

Стоит напомнить, что ФЗ «Об образовании» предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями

1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный вдох. И так несколько раз.

2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!»

3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу- туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.

4. Жестко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.

5. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.

6. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выпейте стакан холодной воды.

7. Вырвите из тетради два листа бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к этому времени вы не успокоились, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.

Педагог – психолог

Местиховская Юлия Николаевна

Публикации по теме:

Огород на подоконнике «Ешьте все зелёный лук, он здоровью верный друг!»Огород на подоконнике «Ешьте все зелёный лук, он здоровью верный друг!» Здравствуйте,дорогие гости! Я работаю в первой младшей группе «Малыши»воспитателем. Мои детки с большим удовольствием и интересом познают.

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Конспект занятия «Курить-здоровью вредить»Конспект занятия «Курить-здоровью вредить» Конспект занятия по теме "Курить - здоровью вредить" Цель: Формирование отрицательного отношения к курению Задачи: - уточнить представления.

Консультация для воспитателей «Курить — здоровью вредить»Консультация для воспитателей «Курить — здоровью вредить» Уважаемые коллеги! Много лет назад в поликлинике по месту жительства, я увидела билборд, который наглядно показывает, чем именно курение.

Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе»Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе» Краткосрочная /культурная/ образовательная практика /КОП/ активно используется в деятельности педагогов, так как позволяет вовлечь детей.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт» Я слышу и забываю Я вижу и запоминаю Я делаю и понимаю. (китайская мудрость) Актуальность: оригами очень актуально в наше время. Оно.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке» Актуальность: Практически все дети любят возиться с цветной бумагой – вырезать, приклеивать, рвать. Работа с цветной бумагой очень полезна.

КВН «Мы здоровью скажем: «Да!»КВН «Мы здоровью скажем: «Да!» Цель : Формировать понятие о здоровом образе жизни, о значении спорта для здоровья человека. Совершенствовать умение детей подбирать пословицы.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Сценарий развлечения «Крещенская водица — здоровью пригодится»Сценарий развлечения «Крещенская водица — здоровью пригодится» Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с обычаями русского народа. Задачи: Расширять и обогащать представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»
Опубликовано: 5 июня 2020 в 05:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»» (включая файлы) размещена пользователем юлия (УИ 1862724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД