Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогических работников «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Наталья Леонтьева
Семинар-практикум для педагогических работников «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть 1. Семинар-практикум.

Профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива.

1. Мини-тест.

Кто должен заботиться о здоровье человека (в том числе и о его психологической составляющей?

1) врачи;

2) педагоги;

3) все окружающие человека люди;

4) сам человек.

Ваш ответ определил вашу позицию к своему здоровью.

2. Теоретическая часть.

Публикация «Семинар-практикум для педагогических работников „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Тема нашего разговора сегодня - эмоциональное выгорание педагогов. Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния во многом зависит от свойств и качеств личности педагога, его профессиональной компетентности и др.

Эмоциональное состояние детей тесно взаимосвязано с настроением педагога, с его умением управлять собой, решать личностные проблемы. Определенные сочетания качеств, свойств личности педагога прямо или косвенно способствуют развитию тревожности у детей, а порой приводят к социально-педагогической запущенности.

Среди негативных факторов можно назвать:

- Фактор личностной тревожности.

- Фактор преобладания вербального интеллекта у педагога и, как следствие преобладание словесных форм воспитания и обучения.

- Фактор поведенческой агрессивности педагогов.

- Фактор равнодушия, формального отношения к чувствительному и незащищенному ребенку.

- Фактор неадекватного отношения к себе и малодифференцированного образа "Я" педагога, который не умея правильно оценить и принять себя, не в состоянии сделать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой.

Вывод один: чтобы успешно решать профессиональные педагогические задачи, необходимо в первую очередь понять свои эмоциональные проблемы, их причины, найти собственные ресурсы для их преодоления.

3. Использование методики метафорических карт "Советчик и дерево" для работы с самоанализом педагогов.

Упражнение "Дерево во мне".

Разложить карты.

Вопросы.

1. Если бы вы были деревом, то что это было бы за дерево?

2. Предложить выбрать карту, чтобы с ее помощью рассказать о себе.

3. Какая часть дерева лучше всего представляет вас и вашу деятельность?

4. Если бы у вас была возможность попросить садовника проделать по отношению к вам какое-либо действие, о чем бы вы попросили?

4. Диагностика эмоционального выгорания педагогов по методике Бойко.

(Анонимность, либо официальность для получения результатов тестирования.)

5. Техника "Мгновенное успокоение"

Техника "МУ" состоит из пяти шагов.

6. Карточки "Совет-напутствие".

7. Рефлексия.

Часть 2.

"Кто не знает, куда идет, очень удивится, что пришел не туда"

Марк Твен.

Семинар-практикум

"Способы преодоления эмоционального выгорания педагогов"

Цель: повышение внутренних ресурсов и профилактика эмоциональных расстройств у педагогов ДОУ.

1. Письмо Деду Морозу.

2. Результаты исследования эмоционального выгорания у педагогов по методике Бойко.

3. Профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны. Педагогическая деятельность и общение, в которое включены все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, коллеги зачастую требуют больших энергозатрат, достаточного уровня профессиональной компетентности, знаний, а также умения использовать собственные имеющиеся ресурсы для преодоления стресса.

Важно умение видеть свои силы и возможности, выделять главное во взаимоотношениях, ставить посильные задачи.

Метафорические карты позволяют человеку встретиться с самим собой, увидеть имеющуюся проблему самостоятельно, понять и найти возможные пути решения.

4. Упражнение с использованием метафорических карт "Дуэт"

Вопросы:

1. Подумайте о какой-то ситуации, касающейся воспитанника, конкретного ребенка, относительно которого Вам хотелось бы что-то прояснить или узнать для себя больше.

2. Что Вы хотите узнать об отношениях, природе взаимоотношений с каким- то ребенком?

3. Возьмите наудачу карту из колоды с изображением и со словом.

4. Посмотрите на карту с изображением. Прислушайтесь к себе: какие мысли, чувства она у Вас вызывает.

Проговорите конкретно это чувство.

5. Посмотрите на карту со словом. Прислушайтесь. (тоже)

6. Постарайтесь найти связь между словом и изображением.

Отвечают ли они на вопрос, поставленный вначале?

Какое послание они Вам несут?

Лично для Вас?

Рефлексия

5. Эмоциональное выгорание зачастую формируется из-за необходимости взаимодействовать в сложных ситуациях. Умение разрешать конфликтные ситуации грамотно может снизить риски возникновения неврологических проблем, необходимо и взрослым, и детям.

Предлагаю разделиться на две команды. Тянем номера.

Задание для первой команды:

Вспомнить и нарисовать символы, предметы, доказывающие, что белый цвет - самый лучший, главный, прекрасный, нужный и т. д.

Задание для второй команды:

Вспомнить и нарисовать символы, предметы, сюжеты, доказывающие, что черный цвет лучший.

Итог. Умение вести диалог связано с умением слышать другого, понимать его чувства, вставать на его точку зрения.

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радости каждого дня. Неурядицы, жизненные противоречия- это норма жизни; они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

Юмор может сгладить самый непредсказуемый и неприятный конфликт.

Научитесь жить с юмором. "Юмор - соль жизни, - говорил К. Чапек, - кто лучше просолен, тот дольше живет".

6. Письмо Деду Морозу.

Дорогой Дедушка Мороз, все ли желания ты исполнишь?

Впишите, пожалуйста, Ваш ответ на заданный вопрос Деду Морозу.

Рефлексия.

Публикации по теме:

«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар. Психологическое здоровье педагогов-важная сторона профессиональной деятельности.

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогических работников «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 09:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогических работников «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Леонтьева (УИ 311098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД