Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»

Светлана Прозорова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников».

Цель: повысить знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников.

I часть. Информационная.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара – практикума «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников».

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.

Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в других учебных учреждениях, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.

Вопрос к педагогам : Как Вы думаете, что нам нужно для этого знать, что бы проводить целенаправленную работу в данном направлении?

Сегодня на нашем семинаре мы повторим цели и задачи, условия, а так же формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию детей.

В детском саду в образовательную программу дошкольного образования входит рабочая программа воспитания. Где прописаны цели, задачи, содержание и целевые ориентиры по патриотическому воспитанию детей.

Цель патриотического направления воспитания, в основе лежит ценности «Родина» и «Природа»- содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее свой страны.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает :

• Формировать «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере)

• Формировать «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины)

Воспитывать «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом)

Практическая часть:

Сейчас мы с вами поработаем с содержанием рабочей программы воспитания :

Вопрос к воспитателям : в каких образовательных областях решаются задачи по патриотическому воспитанию детей?

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие.

Какие задачи в рабочей программе воспитания определены в каждой образовательной области?

Социально- коммуникативное: воспитывать ценностно отношение к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.

Познавательное развитие: приобщать к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам (флагу, гербу, гимну.

Художественно- эстетическое развитие: приобщать к традициям и великому культурному наследию российского народа.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство.

А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Основными принципами реализации патриотического воспитания являются :

систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей

Принцип историзма.

Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений, событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной области с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т. п. .

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип доступности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Вопрос для воспитателей :

Какие условия должны быть созданы в детском саду для решения задач по патриотическому воспитанию дошкольников?

Для реализации нравственно -патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в данном направлении.

Что для этого нужно делать воспитателю : ( Участвовать в методических мероприятиях: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп, заниматься самообразованием)

2. Создание предметной развивающей среды.

Что может быть в центре патриотического воспитания в группах младшего дошкольного возраста?

(наглядность ориентированная на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом)

В группах старшего дошкольного возраста?

(Центр патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой)

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

(Как вовлекать родителей в образовательный процесс)

Вопрос воспитателям :

Через какие виды детской деятельности можем решать задачи по патриотическому воспитанию детей?

-тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, развлечения, народные праздники, игровая деятельность, экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, организация труда детей, проектная деятельность.

Задачи по патриотическому воспитанию решаются и в организованной деятельности воспитателя с детьми (занятия, и в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности и в режимные моменты.

Вот мы с вами повторили основные аспекты патриотического воспитания детей.

Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д. С. Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».

II часть. Практическая. Предлагаю вам сегодня принять участие в деловой игре.

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Ход игры:

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»

Вопрос: Какой народный праздник есть на Руси посвященный русской березке (Берещенье)

День 11 апреля на Руси называли Берещенье. Этот народный праздник посвящен всеми любимой берёзке. Россию иногда зовут Берёзовым краем, а саму берёзку за красоту и пользу называют деревом жизни, здоровья и света.

Задание всем

Прочитайте стихотворение Всеволода Рождественского «Береза» и вставьте пропущенные слова, правильно выбрав их из списка.

Чуть солнце пригрело откосы и стало в … потеплей,

Берёза зеленые …. развесила с тонких ветвей.

Вся в белое …. одета, в серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето она на опушке …

Гроза ли над ней пронесётся, прильнет ли болотная мгла,

Дождинки стряхнув, ….

берёза — и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен, нет дерева …милей,

И много задумчивых … поётся в народе о ней.

Он делит с ней ….и слёзы, и так ее дни хороши,

Что кажется — в шуме …

есть что-то от русской души.

(косы, платье, лесу, улыбнётся, лесной, песен, сердцу, берёзы, радость)

Ведущий: - Я предлагаю всем участникам игры поделиться на две команды (использую чудесный мешочек с красными и синими кубиками). За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку. Приглашаю вас отправиться в путешествие.

Станция № 1. Эрудиты

Вопросы к I команде, ко II команде

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство)

2. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг.)

Ведущий обращает внимание на стоящую, на столе, матрешку.

Вопрос к обеим командам: Почему матрёшка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды, роспись и тд.)

Станция № 2 Экологическая

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишние с …». Задания находятся в конвертах.

1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дятел, киви, сова, попугай, тукан, страус, соловей, фламинго, лебедь, павлин, цапля, аист, колибри.

2. Исключите животных, которые не живут в России: ягуар, жираф, панда, слон, лев, лиса, заяц, лось, волк, белка.

.

Станция № 3 Игровая

Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. – Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают по три ленточки.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

Придумайте в какую игру с детьми можно поиграть с пояском.

Станция № 4 Смекалистых

Ведущий:

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова в конверте своего цвета:

1. Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.)«Баба с возу –кобыле легче».

2.«В знакомых местах уважают человека, а в незнакомых - шубу» (казахс.)«Встречают по одежке, провожают по уму».

1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.)«Язык до Киева доведёт».

2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.)«Соловья баснями не кормят».

Станция № 5Душевная

Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.

Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.

Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.

- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне и напеть, чтобы заработать, оставшиеся пазлы.

А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился".

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу, что это значит «Воспитать патриота России…»

- это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

Команды собирают пазлы (флаг и герб)

3. Задание на дом. Чтобы наша работа была эффективной и дала положительный результат, Вам необходимо изучить содержание рабочей программы воспитания и составить для своей возрастной группы перспективный план работы по патриотическому воспитанию детей к 1 сентября 2024года.

3. Обмен мнениями.

V. Завершение. Благодарю всех за активную работу на нашем семинаре. Мы с вами повторили основные аспекты патриотического воспитания дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС»Проведение педсовета «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС» С целью систематизации знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников в ДОУ прошел педсовет.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности»Семинар-практикум «Современные технологии социокультурного развития дошкольников в художественно-эстетической деятельности» Современные нетрадиционные технологии в изодеятельности как средство художественно-эстетического развития. Добрый день, уважаемые коллеги.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 13:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации патриотического воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Прозорова (УИ 3409401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД