Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Бондаренко Ольга
Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад"

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

[/h3]

Выполнил: ст. воспитатель Бондаренко О. А.

2017 год

Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.

2. Начать активное овладение личностно – ориентированной позицией по отношению к воспитанникам.

3. Развитие профессиональной рефлексии педагогов.

Ход занятия

1. Приветствие.

По кругу приветствовать остальных участников любым способом, которым можно поприветствовать ребёнка.

2. Мини – лекция «Педагогическое взаимодействие, его особенности».

Формирование личности ребёнка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе взаимодействия с людьми, прежде всего со взрослыми, которые организуют жизнедеятельность детей. От того, на каких основах построено это взаимодействие зависит процесс воспитания и обучения в целом.

Педагогическое взаимодействие – взаимное воздействие педагогов и детей друг на друга, в результате чего осуществляется процесс их личностного роста и изменения.

Существует 3 стиля руководства деятельностью детей:

1. Авторитарный стиль.

2. Демократический стиль.

3. Либеральный стиль.

Для демократической формы взаимодействия на детей характерна тенденция широкого контакта с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснения правил, содержательные ответы на вопросы, личностный подход, стремление учесть их индивидуальные особенности, отсутствие значительной избирательности в контактах и субъективности в оценках, стереотипности.

Авторитарный стиль руководства характеризуется функциональным и ситуативным подходом, выраженными установками, избирательностью и субъективностью; руководство осуществляется с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, часто используются запреты, ограничения, характерна тенденция воспитателя работать «один на один» с ребёнком.

Следует отметить, что чаще всего на практике встречаются педагоги со смешанными стилями.

Также существует 5 типов отношения педагогов к детям:

1. Устойчиво – положительный – ровное, душевное отношение к детям, забота, преобладание положительных оценок, искренность, такт, улыбка. Жестом, мимикой педагог даёт понять, что ребёнок ему интересен, небезразличен.

2. Пассивно – положительный – нечётко выражена эмоционально – положительная направленность в общении с детьми.

3. Неустойчивый – характеризуется ситуативностью отношения; педагог попадает под власть своих настроений, взаимодействие с ребёнком, его оценка зависят от ситуации.

4. Открыто – отрицательный – негативное отношение к детям, к педагогической деятельности, воспитатель своим поведением подчёркивает, насколько он выше детей, педагог сосредотачивает своё внимание на отрицательных поступках и поведении детей.

5. Пассивно – отрицательный – внешняя хорошая организация деятельности, однако сам педагог к деятельности и детям безразличен.

3. Упражнение «Личность педагога» (в малых группах по 4 человека).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди.

Примерные качества:

Гибкость;

Стремление к самоактуализации;

Доброжелательность, умение брать ответственность на себя;

Коммуникабельность;

Направленность на личность другого человека;

Принятие себя;

Уважение чужого мнения;

Организаторские способности;

Умение видеть на несколько шагов вперёд;

Креативность;

Эмпатийность.

Первая микрогруппа даёт свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске.

Для второй микрогруппы работа усложняется за счёт особенностей представления своего портрета – оно проходит в виде ответов на вопросы:

• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

• Что вы сами предлагаете добавить?

• Что в этом списке вы бы изменили, уточнили?

Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать своё решение, приводить аргументы в свою защиту.

Третьей микрогруппе предстоит защищать своё мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.

Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трёх наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

4. Мини – лекция «Модели педагогического взаимодействия».

Выделяют 3 модели взаимодействия педагога с детьми. В качестве признака, по которому эти модели можно выделить является противоречие между целями и задачами, которые ставит педагог, и целями и задачами, которые преследуют дети в данный момент. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, строятся модели взаимодействия педагога с детьми.

1. Учебно-дисциплинарная модель.

Здесь в качестве главного действующего лица признаётся педагог. Ребёнку отводится пассивная роль, он выступает в качестве объекта приложения сил педагога. Основное противоречие преодолевается путём явного или неявного принуждения. Ребёнок должен вне зависимости от собственного желания овладевать ЗУН, которые предлагаются ему педагогом. Ценятся качества: исполнительность, дисциплинированность.

Стиль руководства: авторитарный. Его признаком является ограничение свободы детей.

Цель: вооружить детей ЗУН.

Способ общения: наставление, угроза, запрет, требование, наказание.

Позиция педагога: реализовать программу, удовлетворить требования контролирующих инстанций.

2. Личностно – ориентированная модель.

Педагог и ребёнок равноправны. Они оба обладают определённой свободой в построении своей деятельности, характерным признаком которой является возможность осуществлять выбор. Основное противоречие решается не за счёт принуждения, а путём сотрудничества. Ценятся качества: способность к самореализации, творческому росту, инициативность, активность.

Отношения между педагогом и ребёнком строятся по принципу взаимопонимания и взаимопринятия. И педагог, и ребёнок имеет право на индивидуальность.

Принципы, на которых строятся взаимоотношения с детьми:

- управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

- постоянное проявление веры в возможности и перспективы развития каждого ребёнка;

- сотрудничество с детьми в процессе обучения;

- уважение и поддержка достоинства детей;

- принятие детей такими, какими они являются в реальности.

Стиль руководства: демократический.

Тип отношений: устойчиво – положительный.

Цель: обеспечить чувство психологической защищённости, доверия к миру, радость существования, формирования начал личности, развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Способы общения: понимание, признание, принятие ребёнка.

3. Свободная модель.

Главное лицо – ребёнок. Педагогу отводится пассивная роль. Задача педагога – приспосабливаться к желаниям детей, создавать условия для их спонтанного развития. Основное противоречие преодолевается посредством принуждения, но со стороны ребёнка.

Стиль руководства: либеральный.

Чаще всего эта модель имеет место в семейном воспитании: ребёнок – кумир, все его малейшие прихоти удовлетворяются.

Оптимальной является личностно – ориентированная модель, т. к. она создаёт благоприятные условия для развития ребёнка, учебно-дисциплинарная модель ограничивает свободу детей, снижает инициативу.

5. Упражнение – активатор «Апельсин».

Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину.

6. Упражнение «Звезда».

Материалы: небольшое карманное зеркало, изображения звёзд.

Подготовить основу – изображение двойной пятиконечной звезды размером примерно 5*5 см. Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между внешней и внутренней звёздами. Это изображение хорошо иллюстрирует возможности ребёнка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.

Вопросы для обсуждения:

• Ваши ощущения в процессе выполнения задания?

• Ваши мысли по этому поводу?

Идеи, выносимые на обсуждение:

От ребёнка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнить задание.

От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идёт вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.

Иллюстрируемый способ общения: ПОНИМАНИЕ.

7. «Погружение в детство».

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идёте по улице, посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствует его тёплую надёжную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперёд, но не далеко, ждёте своего близкого человека и снова берёте его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идёте дальше и вместе смеётесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время обратно вернуться в эту комнату, и когда вы будете готовы, вы откроете глаза.

В этом сюжете анализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках как тёплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребёнком и осознать, что значит присутствие надёжного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

8. Упражнение «Что помогает тебе в работе».

Занятие завершается высказыванием мнения о своём соседе слева, которое отражало бы его сильные стороны как личности и как профессионала.

Высказывание можно начать с фразы: «Тебе как профессиональному педагогу очень помогает в работе то, что ты…».

Публикации по теме:

Личностно-ориентированный подход к физическому развитию детей дошкольного возраста Приоритетная задача современной российской образовательной политики - создание условий для высокого качества образовательного процесса на.

Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ .

План работы по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников» ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию воспитателя Дручининой Елены Сергеевны Тема: Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.

Семинар для педагогов ДОУ  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста 1)Теоретическая часть: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для педагогов «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Цель: познакомится с приёмами, направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».

Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Роль коммуникативных игр» В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, посредством которой удовлетворяются различные потребности ребенка. В игре.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» Актуальность семинара-практикума: На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» Цель: 1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного.

Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум «Использование сказки в образовательном процессе при работе с детьми дошкольного возраста» ель семинара: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования сказки в образовательном процессе при работе с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 февраля 2018 в 09:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Бондаренко Ольга (УИ 31590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД