Ирина Юхарева
Семинар-практикум для педагогов «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить педагогов с разными видами утренней гимнастики.
2. Совершенствовать практические навыки по методике проведения утренней гимнастики.
3. Способствовать обмену опытом по проведению утренней гимнастики в разных возрастных группах.
План.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
1. Выступление инструктора по физической культуре «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах».
2. Конкурс для педагогов «Вопрос – ответ»
3. Практикум (проведение педагогами комплекса утренней гимнастики)
4. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
1. Доклад инструктора по физической культуре «Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах» :
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Построение утренней гимнастики :
Утренняя гимнастика начинается со строевых упражнений, затем следуют разные виды ходьбы в чередовании сбегом. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений в колонну по 2,3.
За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики.
Подбор упражнений для утренней гимнастики :
Используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Общеразвивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы).упражнения могут выполняться без предметов, с предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания). Один комплекс дети выполняют две недели.
Методика проведения утренней гимнастики :
Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснение и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения.
В первой младшей группе длительность ее составляет 4-5 мин, во второй младшей группе – 5-6 мин, в средней – 6-8 мин,в старшей 8-10 мин, в подготовительной группе – 10 – 12 мин.
В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят, бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем детей строят в шеренгу.
Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений, обращать внимание на правильную осанку.
Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы (обычная ходьба, на носках, пятках, наружных краях стоп).
Полезно менять скорость ходьбы – от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).
Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, дышали через нос.
При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки, цапли, ходьба по глубокому снегу»).
Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается:
для младшего возраста она составляет 10-20 сек, для среднего 20-25 мин, для старшего 25-30 мин, для подготовительного 30-40 мин.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков : прыжки на одной и двух ногах на месте, с продвижением в разных напрвлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу, прыжки могут чередоваться с ходьбой (повторяются сочетания 3-4 раза.
Для детей старшего возраста количество прыжков доводится до 25-30.
В младших группах применяется имитация «зайчики», «мячики»
Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после для мышц туловища и ног.
Для детей первой младшей группы рекомендуется 3-4 упражнения, для второй младшей 4 упражнения, средней 4-5 упражнения, для старшей 5-6 упражнений, для подготовительной 6-8 упражнений в первой и во второй младших группах упражнения повторяются 4-5 раз, в средней 5-6 раз,в старшей 6-8 раз, в подготовительной 8-10 раз, а более трудные –для мышц живота, спины -4-6 раз.
Упражнения могут выполнятся в разном темпе, например: сначала 2-3 раза в среднем темпе, потом 3-4 раза в быстром, потом 2- 3 раза в медленном. Это увеличивает нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.
Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине, животе).
Упражнения для рук плечевого пояса детьми младшего возраста выполнятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, а старшего – основная стойка.
Упражнения для мышц туловища в младшем возрасте проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь, а в старшем – стойка ноги врозь, широкая стойка.
В упражнениях для ног в младшем возрасте используется узкая стойка ноги врозь, а в старшем – основная стойка.
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми. В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет (если нужно показывает, а затем подает команду если возникают ошибки то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнения представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит «Присели, спина прямая»)
В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм.
При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах. Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме (птички, бабочки, часики, самолеты).Во второй младшей группе подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшей группе – для выполнения отдельных элементов упражнения.
При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.
2. Конкурс для педагогов «Вопрос – ответ»
1. Какие задачи физического воспитания решаются в процессе проведения утренней гимнастики?
2. Назовите упражнения на дыхание, которые можно провести в утренней гимнастике?
3. Как можно изменить утреннюю гимнастику, чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать интерес детей к ней?
4. Как воспитатель может построить детей для выполнения ОРУ в младшем возрасте?
5. С какой группы начинают перестраивать детей в колонну по три, по четыре?
6. Какие виды ходьбы можно использовать для предупреждения плоскостопия?
7. В какой последовательности подбираются упражнения для утренней гимнастики?
8. В каком возрасте дети могут выполнять упражнения по названию?
9. В каком темпе могут выполняться упражнения на утренней гимнастике?
10. Назовите продолжительность утренней гимнастики начиная с первой младшей группы и до подготовительной?
3. Практикум
Комплекс утренней гимнастики для детей 3-4 лет «В гостях у солнышка»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети входят в зал.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как светло и тепло сегодня в нашем физкультурном зале. А знаете ли вы почему? Все очень просто —мы с вами в гостях у солнышка. Солнышко освещает и согревает все вокруг.
Проводится игра «Солнечный зайчик».
Воспитатель: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, но ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть солнечного зайчика, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Зайчик не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком (15 секунд).
Бег врассыпную (15 секунд).
Ходьба в колонне по одному (15 секунд).
Построение в круг.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Упражнение «Улыбнись солнышку». Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в исходную позицию. Те же движения повторить левой рукой и ногой. Вернуться в исходную позицию. Повторить 3 раза.
Указание детям: «Внимательно, четко выполняйте задание: одновременно действуйте правой рукой и правой ногой».
2. Упражнение «Играем с солнышком». Исходная позиция: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот сидя, переступая ногами, на 360 градусов. Вернуться в исходную позицию. Повторить 5 раз.
Указание детям: «При повороте не помогайте себе руками».
3. Упражнение «Играем с солнечными лучами». Исходная позиция: сидя, ноги вместе, рукиопущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в исходную позицию. Повторить 6 раз.
Указание детям: «Не сгибайте ноги в коленях».
4.
Упражнение «Отдыхаем на солнышке». Исходная позиция: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в исходную позицию.
Перекатиться на левый бок. Вернуться в исходную позицию. По 3 раза в каждую сторону.
Показ и объяснение воспитателя.
5. Упражнение «Ребятишкам радостно». Исходная позиция: ноги вместе, руки на поясе. 10 прыжков, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.
Указание детям: «Прыгайте высоко, легко».
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ходьба по залу в колонне по одному (15 секунд).
Подвижная игра «Солнышко и дождик». По команде: «Солнышко» дети бегают по залу, по команде: «Дождик» — приседают. Игра повторяется 2 раза.
Ходьба по залу в медленном темпе (15 секунд).
Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко» (15 секунд).
Дети прощаются с солнышком и возвращаются в группу.
4. Подведение итогов.