Татьяна Пономаренко
Семинар-практикум для педагогов «Проектный метод в деятельности ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №1)
Государство ставит перед нами задачу, подготовить совершенно новое поколение: любознательное, активное. Дошкольное учреждение, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Проектный метод в деятельности ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Использование инновационных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
(Слайд №2)
Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952).
По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться "на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями".
(Слайд №3)
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
(Слайд №4)
Данный метод интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, т. к. он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания интересным, привлекательным и творческим. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а так же заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
(Слайд №5)
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
(Слайд №6)
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
(Слайд №7)
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
учет интересов ребенка;
деятельность без принуждения;
тематика (проблема) адекватна возрасту;
предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
совместное со взрослыми достижение цели.
(Слайд №8)
Проекты классифицируются по разным признакам:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
(Слайд №9)
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов : исследовательско - творческие, ролево - игровые, информационно – практико-ориентированные, творческие.
(Слайд №10)
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
(Слайд №11)
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
(Слайд №12)
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
(Слайд №13)
творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
(Слайд №14)
Процесс проектирования состоит из нескольких этапов.
Этапы проекта :
постановка цели;
разработка проекта (разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта);
выполнение проекта (практическая часть);
подведение итогов (презентация по деятельности конкретного проекта).
(Слайд №15)
Продолжительность проекта :
краткосрочные (несколько занятий, 1-4 недели);
среднесрочные (до 1 месяца);
долгосрочные (до 1года).
(Слайд №16)
Механизм проектирования
Воспитатель- организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта, при этом - партнер и помощник ребёнка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребёнок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать своё мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно - развивающего пространства группы. В группе помещают предметы, книги, энциклопедии, доступные для их понимания.
(Слайд №17)
Технология проектирования, включённая в организационную систему ДОУ, становится инструментом развития, саморазвития ребёнка, его познавательных и творческих способностей, является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Реализуя данный метод в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен знать своё место в системе дошкольного образования.
Литература:
1. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2009. - 202 с. : ил.
2. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова – М. : Айрис-пресс, 2008. –208 с.