Светлана Иванова
Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников «Подготовка руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
На тему :
«Подготовка руки ребёнка к письму»
Подготовила : Иванова С. К. – воспитатель высшей категории
Теоретическая часть.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умения ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, кончики пальцев и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при разговоре) тесно связаны между собой. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью, как следствие с письмом.
Публикация «Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют её развитию пристальное внимание. Многие исследования подтверждают, что тренировка пальцев рук стимулирует развитие речи, и подготавливает руку ребёнка к письму. Ведь, если не обращать внимание на развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, то в школе это может привести не только к нарушениям почерка, но и к дисграфии (т. е. нарушению письма)
Итак, чтобы подготовить руку ребёнка у письму, необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев. Это должно проводиться систематически, два-три раза в неделю.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоциональным, неутомительным, в игровой форме. Можно использовать нетрадиционные материалы (крупы, прищепки, шнурки, бусины, пуговицы и т. д.)
Практическая часть.
Упражнения по развитию мелкой моторики можно разделить на три группы:
1 группа – «массаж».
• Зубной щёткой растирать сначала подушечки пальцев, затем медленно опускаться к его основанию. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
• Массаж поверхностей ладоней мячиками – ёжиками. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.
• Массаж шестигранными карандашами. Активизирует нервные окончания, снимает напряжение.
• Массаж грецкими орехами или каштанами.
Упражнение «Пила». Левая рука лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. Тоже для другой руки.
Упражнение «Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. Тоже для другой руки.
Упражнение «Каток». И. п. то же – фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.
Упражнение «Буравчик». И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.
Упражнение «Согреем ладошки». Сильно потираем руки.
2 группа – пальчиковый тренинг.
Упражнение «Прищепки». Поочерёдно прищипывать прищепкой кончики пальцев, можно прищепками перекладывать мелкие предметы, фасоль.
Рассортировать белую и чёрную фасоль, в мешочке с крупами найти мелкие предметы.
Упражнение «Узелки». Перебрать пальцами узелки на веревку, называя по порядку дни недели, месяцы, гласные звуки и т. д., развязывать узелки, назвав слово на заданный звук.
Упражнение «Узнай предмет». Опознать предмет, буквы, цифры на ощупь поочерёдно правой и левой руками.
Игры со счётными палочками, выкладывая сруб разной высоты или картинок по образцу.
Игры со скрепками, рассортировать по размерам или собрать в цепочку.
Разучивание стихов с пальчиковой гимнастикой.
3 группа – упражнения, направленные на развитие умения держать карандаш, ориентироваться на листе бумаги; упражнения на подготовку руки к письму.
Упражнение «Штриховка». Заштриховать предметы в разных направлениях по образцу. Дорисовывание предметов, раскрашивание, выполнение диктантов по клеточкам с получением рисунка.