МААМ-картинки

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Анна Погодина
Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Семинар-практикум для воспитателей всех групп

Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа»

Цель: Оказать помощь воспитателям в организации работы над формированием звукового анализа у детей.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей всех групп „Игры и задания для формирования звукового анализа“» размещена в разделах

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средств общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) – сложный вид заданий для детей. Несформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым (элементарным, когда звук выделяется на фоне слова, и сложным, заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец, последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия по формированию фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1. Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по беззвучной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2. Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием большого количества персонажей. Дети считают количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, определяют, какое «место» исчезло и т. д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

Задания:

1. Цель: учить узнавать звук на фоне слова.

Логопед называет слова, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2. Цель: развивать фонематический слух.

Оборудование: цветные фишки: красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков.

Логопед произносит звуки, а дети выкладывают на парте в ряд фишки соответствующего цвета.

3. Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Оборудование: стихотворения, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Логопед читает стихотворение, а дети называют звук, которы й чаще всего слышали.

Примерный речевой материал:

*Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

*Этой щеткой чищу зубы.

Этой щеткой – башмаки.

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

*Расшумелся воробей:

- Вора! Вора! Вора бей!

- Тихо! Тихо! Тихо! Тихо! –

Распушилась воробьиха.

4. Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5. Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный звук.

Примечание: первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением.

6. Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: сигнальные карточки красного и синего цвета.

Логопед называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю карточку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7. Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Логопед называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа кот, мох, сок, куст, банан.

8. Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: у каждого ребенка на парте карточка – полоска бумаги, разделенная на три равные части.

Фишки определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука.

Логопед называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в первый квадрат, если звук находится в начале слова, во второй, если находится в середине, в третий – если в конце. Например, определить позицию звука [с] в словах: сок, лес, сапоги, миска, вкус, простой, мост.

9. Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.

Оборудование: цветные раздаточные кружки-фишки синего и красного цвета.

Логопед произносит слог (СЛОВО, а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на парте.

Примечание: Слоги сначала берутся закрытые типа: ох, ам, а слова - односложные, из трех звуков (тип слога – закрытый): дом, бык.

10. Цель: учить определять количество звуков в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Выбрать картинки в названии которых:

- три звука,

- четыре звука.

- пять звуков.

11. Цель: учить определять количество звуков в слове и их последовательность.

Оборудование: предметные картинки; звуковые схемы слов.

На доске укрепляются звуковые схемы слов. На столе логопеда лежат предметные картинки. Дети по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее, выполняют анализ слова (называют последовательность и количество звуков) и располагают картинку под нужной схемой.

Игры

Посмотри вокруг

Цель: учить определять наличие звука в слове.

Ход игры: Дети должны внимательно посмотреть вокруг себя и найти в группе предметы, в названии которых есть заданный звук.

Лото

Цель: учить определять наличие звука в слове.

Оборудование: карточка лото для каждого играющего, разделенная на четыре квадрата, в каждом из них наклеена предметная картинка, фишка.

Ход игры: Только в трех квадратах находятся картинки, в названиях которых присутствует заданный звук. Дети должны найти лишнюю картинку, в названии которой нет изучаемого звука и закрыть ее фишкой.

Можно использовать более сложный вариант игры. Каждому играющему дается альбомный лист, на котором наклеено много предметных картинок. Дети должны найти картинки, в названиях которых есть заданный звук и накрыть его фишкой.

Брось мяч

Цель: Учить определять первый и последний звуки в слове, последова-тельность их в слове.

Оборудование: мяч.

Задания:

1. Убрать первый звук в слове. Какое слово получится?

Логопед стоит в центре, играющие – вокруг него. Он бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему;

Речевой материал: лужи – ужи, косы – осы, крот – рот, бочки - очки, клещи- лещи, сурок – урок.

2. Убрать последний звук в слове. Какое слово получится?

Речевой материал: рост – рос, стол – сто, марка – Марк, бегут – бегу, кружит – кружи, волы – вол, стога – стог, бобр – боб, взяла – взял.

Два берега

Цель: учить определять наличие звука или первый звук в слове.

Оборудование: предметные картинки; изображение лодки или корабля.

Ход игры: На доске мелом изображается река. Посередине реки магнитами укрепляется лодка или корабль, в которых есть прорези для предметных картинок. Логопед рассказывает детям, что на лодке (корабле) плывут слова. Слова, начинающиеся, например, со звука [k], должны причалить к одному берегу, а все остальные к другому. Дети выходят к доске по очереди, достают из прорезей картинки, называют их, определяют наличие звука или первый звук в слове (в зависимости от задания) и укрепляют их магнитами к нужному берегу.

Раскрась картинки

Цель: учить определять наличие звука, его позицию в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: несколько нераскрашенных предметных картинок, изображенных на альбомном листе.

Ход игры: Играющим раздаются листы, на которых нарисовано несколько нераскрашенных картинок. Дети должны раскрасить или заштриховать только те картинки, в названиях которых есть заданный звук или звук, находящийся в определенной позиции. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Чей домик?

Цель: учить определять первый звук в слове.

Оборудование: картонные домики красного и синего цвета (в зависимости от задания); предметные картинки.

Ход игры:

1 вариант. На стол выставляется синий или красный домик в зависимости от изучаемого звука, например [л]. Нужно отобрать картинки со словами, названия которых начинаются с этого звука.

2 вариант. На стол выставляются два домика: красный и синий. Дети по очереди выходят к столу, берут предметную картинку, называют ее, опреде-ляют первый звук в слове (гласный или согласный) и кладут ее в соответст-вующий домик.

Соберем цепочку

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры: логопед называет слово, а ребенок называет слово, где первым звуком будет последний звук предыдущего слова и т. д. Например, мост - телефон – носки – игла – аист – топор – рак.

Домино

Цель: развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: Играть лучше группами по 3-4 человека. Играющим раздаются предметные картинки. Один из детей кладет картинку на стол, называет ее и определяет последний звук в данном слове. Тот из играющих, который находит у себя картинку с таким же начальным звуком, кладет ее следующей, называет ее и последний звук в слове и т. д. Например, слон – насос – сосна – абажур – рак.

Где спрятался звук?

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: картонный домик с тремя окнами-карманами.

Ход игры. Домик и предметные картинки стоят у логопеда на столе. Дети подходят к столу, берут картинку, называют ее и определяют, где находится изучаемый звук. Если он находится в начале слова, кладут ее в первое окно-кармашек, в середине – во второе, в конце – в третье.

Где звук?

Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: на доске большие демонстрационные полоски бумаги, разделенные на три равные части. Если идет работа с гласным звуком, это три схемы с красными квадратами в первой, средней и последней частях полоски. Если определяется позиция согласного звука, то с синими квадратами. В эту игру можно играть при знакомстве с новыми звуками.

Ход игры. Дети выходят к доске, берут со стола предметную картинку, называют ее, определяют позицию заданного звука и с помощью магнита укрепляют ее под нужной схемой.

Мы на саночках катались, наши санки потерялись

Цель: учить определять количество звуков в слове.

Оборудование: картонные санки с кармашками, укрепленные на доске магнитами. На санках написаны цифры «3». «4», «5». Предметные картинки беспорядочно укреплены на доске магнитами.

Ход игры: логопед говорит детям, что каждая картинка находится в своих саночках. Сколько в названии предмет, нарисованного на картинке, звуков, такая цифра написана и на санках. Но санки поехали с горки и перевернулись. Все картинки выпали из них и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки. Дети по очереди выходят к доске, берут картинку, произносят название, определяют количество звуков в слове и кладут картинку в нужный кармашек.

Речевой материал: кот, рак, оса, лук, муха, лиса, шарф, крот, белка, замок,

кукла, жираф, книга, груша.

Расставь фишки

Цель: учить определять количество звуков в слове, их последовательность.

Оборудование: каждый играющий получает альбомный лист, разделенный на прямоугольники, в начале каждой строки картинка (см. таблицу); набор цветных кружков-фишек.

Ход игры. Каждому звуку соответствует клетка, в которую играющие кладут нужный кружок-фишку (синюю, красную или зеленую). Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты подбора картинок: шары, коза, рыба-пила; кран, шарф, мост, слон; лимон, полка, крыло, тыква; бык, бусы, утка, мишка.

Загадки

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Публикации по теме:

Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов Игра «Пройди по буквам» Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза «Угадай, чей голосок» Цель: определить товарища по голосу. Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Оказание практической помощи воспитателям по формированию навыков проведения звукового анализа слов и созданию условий.

Семинар-практикум для воспитателей. Активные игры учат говорить Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Активные игры учат говорить». Составила: Дата проведения:. Цель: Привлечение.

Семинар-практикум для воспитателей «Дидактические игры для формирования фонематических процессов у дошкольников» Семинар – практикум для воспитателей ДОУ Яшина Т. А. 07 апреля 2017 г на базе дошкольного корпуса 1799 СОШ №1394 Тема : Дидактические игры.

Семинар-практикум для воспитателей «Секреты запоминания» МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район Республики Башкортостан Утверждаю Заведующий МБДОУ Калтасинский д/ сад.

Семинар-практикум для воспитателей «Подвижные игры» в развитии детей дошкольного возраста Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова и многие.

Семинар-практикум «Нравственное воспитание посредством игры» для воспитателей Добрый день, уважаемые коллеги! Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо улыбнуться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа»
Опубликовано: 20 июня 2018 в 11:32
+125Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД