Лучший педагог года

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду»

Оксана Ивановна Демина
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду»

Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;

Разработать план работы педагогов в данном направлении;

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Экологическая тропинка в детском саду“» размещена в разделах

Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ.

Участники семинара : педагоги МДОУ, родители.

Ход семинара – практикума :

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

«Творческая мастерская»

Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине

ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования

экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать

каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные

формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре

команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).

(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической

направленности и подготовить выступление по плану:

1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т. п.).

2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т. п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами — способы реализации и достижения результата.

3. Возраст детей, для которых он предназначен.

4. Где расположен и как оформлен.

5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов — указать названия животных, растений).

6. Зонирование помещения (если это требуется).

7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т. п.)

Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.

Ведущая:

Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и

эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МДОУ, так и внутри ее.

Педагогическая змейка:

Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я

запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением

«экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие

дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых

точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании

используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения

и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут

большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую,

эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок :

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);

в) в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества

разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)

экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав,

мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных

природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых

(например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных

участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране

дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется

создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть

на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:

уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов

для разных целей, фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции

комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,

теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,

фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит

от развивающей среды детского сада).

«Конструкторы».

Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:

Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;

Разработать схему экологической тропинки в учреждении.

На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.

По результатам предложенных педагогами карт - схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания

подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы

на территории МДОУ.

Публикации по теме:

Проект «Экологическая тропа» территоря нашего дошкольного учреждения довольно большая. я и мои коллеги долго думали, как грамотно и рационально использовать нашу территорию.

Проект «Экологическая тропа в ДОУ»Проект «Экологическая тропа в ДОУ» Моя дочка-первоклассница получила задание в школе: создать проект и защитить его. Для первоклассника - это очень сложное задание. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 21:07
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД