Получи документы

Семинар-практикум «Реализация права ребенка на игру»

Ирина Богомолова
Семинар-практикум «Реализация права ребенка на игру»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум на тему : «Реализация права ребенка на игру»

Подготовила и провела: ст. воспитатель МБДОУ детского сада «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл. Богомолова И. А.

Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия:

Публикация «Семинар-практикум „Реализация права ребенка на игру“» размещена в разделах

Слайд №2 Условия для развития игровой деятельности

Помещение групповой комнаты и участок детского сада должен быть приспособлен или подготовлен к реализации удовлетворения потребности детей в игре. Игрушки, игровое оборудование, предметы-заместители, игровые панно, макеты позволяют использовать каждый момент времени для игры, игровой ситуации.

Слайд №3 Виды игр

Право ребенка на игру предоставляется не только в специально отведенное в режиме дня время, но и в процессе любой деятельности в течение дня. Продуманное распределение времени при всех формах работы с детьми — индивидуальной, подгрупповой, фронтальной — позволяет рационально, с максимальной пользой для детей использовать каждую минуту для игры в ее возможных видах и проявлениях, включая игротерапию.

Создание эффективно продуманной предментно-развивающей среды

Возможность использования места и времени для игры обеспечивается в дошкольном учреждении за счет создания эффективно продуманной игровой предметно-развивающей среды, включенной в архитектурно-ландшафтные, природные объекты, спортивно-музыкальный зал, кабинеты педагогов-специалистов. Игровая среда оформляется в них в виде крупногабаритных, соответствующих росту ребенка модулей, тематических наборов игрушек, игровых пособий, предметов-заместителей. Все перечисленные игровые предметы и пособия могут быть как постоянными компонентами, составляющими оборудование помещений, участка детского сада, так и меняющимися, дополнительно вносимыми в соответствии с дизайном и содержанием работы, игровыми предметами и их заместителями.

Характерной особенностью нашего дошкольного учреждения является творческое отношение некоторых педагогов к созданию предметно-игровой среды, ее модификация с помощью большого количества пособий, атрибутов для игр, созданных руками взрослых: педагогов и родителей

Основные направления работы.

Для обеспечения полноценной игровой деятельности детей необходимо также продуманное руководство педагогов, которое включает в себя, прежде всего, полноценное планирование.

Слайд № 4 Основные задачи

Слайд № 5 Основные направления работы :

Компетентное руководство игровой деятельностью предполагает систему комплексного руководства как собственно игровой деятельностью, так и включенных в процесс специальных занятий по всем методикам игр и игровых упражнений, использование разнообразных приемов руководства творческими играми, способствующих решению воспитательно-образовательных задач и обеспечению права ребенка на игру как ведущую деятельность.

Слайд № 6 Приёмы руководства игровой деятельностью авторов

Анализ работ, раскрывающих приемы руководства игровой деятельностью, Жуковской Р. И., Менджерицкой Д. В., Бондаренко А. К., Новоселовой СЛ., Зворыгиной Е. В., Комаровой Н. Ф., Коротковой Н. Ф., Михайленко Н. Я. и ряда других авторов позволяют классифицировать приемы в зависимости от поставленных игровых и обучающих задач и использовать их в работе с детьми

Важнейшим условием полноценного разностороннего развития ребенка является единство требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны дошкольного учреждения и семьи. Для этого необходимо организовать работу с родителями, включающую в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игровой деятельностью детей в семье на основе определенных принципов:

Слайд № 7 Принципы организации игровой деятельности в семье

Таким образом, реализовать право ребенка на игру как ведущую деятельность, в процессе которой происходит его психическое и физическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности и формирование учебной и трудовой деятельности, возможно при обязательном создании всех названных условий.

Слайд № 8 Комплексное руководство игровой деятельностью подразумевает:

Слайд № 9 Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

Слайд № 10 Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

Слайд № 11 Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх:

Слайд № 12 Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

Слайд № 13 Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх:.

Слайд № 14 Как развивается сюжетно-ролевая игра от группы к группе

Сейчас я предлагаю познакомиться с особенностями организации игровой деятельности в разных возрастных группах.

Центральным компонентом, «единицей» игры является роль. Роль воспроизводит определённую социальную позицию, которая выражается в системе игровых действий, выполняемых с помощью игровых предметов и моделирующих социальные отношения. Роль неразрывно связана с правилом, раскрывает ребёнку его смысл, делает возможным разумное принятие и свободное подчинение.

В младшем возрасте правила не выделяются детьми и не выполняют своей регулирующей поведение функции.

В среднем возрасте воспроизведение роли происходит согласно правилу, однако ребёнком оно ещё не осознаётся.

В старшем возрасте правило осознаётся и формируется, но преимущественно в коллективных играх, когда правило нарушается другими участниками.

На завершающем этапе развития игровой деятельности дошкольника правило осознаётся и формируется им как основание ролевого поведения.

Способность строить своё поведение и деятельность в соответствии с заданным образцом и правилами является показателем сформировавшейся произвольности и готовности детей к обучению в школе.

Возможность овладеть правилами, приняв роль, реализуется в игровых действиях. Содержание, степень развернутости игрового действия и его соответствие роли зависит от участия педагога в игре.

Наблюдения за самостоятельными играми младших дошкольников показали многократное повторение однообразных действий.

Заметив, что мальчик длительное время возит машину, воспитатель включается в игру : берёт на себя какую – либо роль (например, «мама» куклы) и выполняет игровые действия, которые знакомы ребёнку и передают смысловые связи между предметами. Например, просит водителя подвести её с «дочкой» до магазина, сажает куклу в кузов, вынимает из машины («идут в магазин», опять сажает («возвращаются домой»). Затем взрослый под каким –либо предлогом выходит из игры и наблюдает за детьми. Большинство малышей с удовольствием повторяют действия воспитателя.

Участие в игре взрослого способствует зарождению первых проявлений ролевого поведения. Девочку, молча кормящую куклу, воспитатель побуждает к высказываниям вопросами: «Это твоя дочка?» Как её зовут? Она любит кашу? И т. д.

В самостоятельных играх дошкольников среднего возраста привычные сюжеты становятся более развёрнутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой. Задача педагога – способствовать развитию полноценных ролевых отношений. Для возникновения новых игровых сюжетов и действий педагог может принять роль какого-либо сказочного персонажа (эльфа, гнома и др.) и рассказать о его приключениях, например: гном строит башню и мечтает о том, как будет тепло и уютно в ней Белоснежке. Беспокоится, чтобы постройка была достаточно крепкой и её не смогла разрушить злая волшебница. Далее воспитатель побуждает детей принять роль героя любимой сказки, мультфильма и в соответствии с этим действовать.

Необходимым условием возникновения полноценной игры у старших дошкольников является развёртывание социального содержания – общение между персонажами. В организованной игре. Чтобы наиболее полно развернуть взаимодействия персонажей, воспитатель предлагает каждому участнику придумать себе двойную роль, например. «врач- медсестра», «Больной» обращается то к «врачу», то к «медсестре», и ребёнок в двойной роли должен выполнять разные игровые действия с соответствующей каждому персонажу речью. Взрослый участвует в игре, демонстрируя образцы такой роли.

Сюжеты самостоятельных игр в старшем возрасте пополняются за счёт фантастических тем и привлекательных для детей событий из личной и общественной жизни. В организованных играх педагогу рекомендуется создавать ситуации, меняющие сюжет.

Таким образом, действия ребёнка в роли постоянно меняются, и через игровую ситуацию он учится понимать характер социальных отношений. Понимать позиции партнёров, осуществлять совместные действия с ними.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться со схематичным изображением поэтапного формирования игры взрослого с ребёнком, постепенного перехода от совместной игры – к самостоятельной. Схематично действия взрослого выделены розовым цветом, действия ребёнка – голубым, а совместная деятельность выделена желтым цветом

Слайд № 15 – I этап

Слайд № 16 – II этап

Слайд № 17 – III этап

Слайд № 18 – IV этап

Далее предлагаю познакомиться с практическим планом проведения совместной сюжетно-ролевой игры взрослого с детьми, а также уровням игровых возможностей детей, соответствующих разным этапам.

В идеальном плане первый этап игры должен соответствовать младшему дошкольному возрасту, а четвёртый – старшему. Каждый педагог может оценить игровые возможности детей своей группы, и решить какому этапу они соответствуют. Затем к педсовету выбрать сюжет (желательно пользующийся наибольшей популярностью у детей, описать собственные действия и действия детей. На конкретном примере он может выглядеть следующим образом.

Слайд № 19 Уровни игровых возможностей детей, соответствующие разным этапам

Слайд № 20 Уровень игровых возможностей детей, соответствующий первому этапу

Слайд № 21 Уровень игровых возможностей детей, соответствующий второму этапу

Слайд № 22 Уровень игровых возможностей детей, соответствующий третьему этапу

Слайд № 23 Уровень игровых возможностей детей, соответствующий четвёртому этапу

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Реализация права ребенка на игру»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 18:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Реализация права ребенка на игру»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Богомолова (УИ 130103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД