Приложение МААМ

Семинар — практикум педагога-психолога для педагогов «Психологическая профилактика эмоционального выгорания»

Елена Русинович
Семинар — практикум педагога-психолога для педагогов «Психологическая профилактика эмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар - практикум педагога-психолога для педагогов «Психологическая профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания у педагогов.

Задачи:

1. Регулировать эмоциональное и мышечное напряжение.

2. Формировать у педагогов навык саморегуляции.

3. Способствовать накоплению эмоционально-положительного опыта.

Необходимые материалы:

Публикация «Семинар — практикум педагога-психолога для педагогов „Психологическая профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Колода метафорических ассоциативных карт «Дела сердечные».

Запись музыки для игр.

Пластиковая тарелка.

Небольшой мяч.

Распечатанные договора.

Ход:

Добрый день, уважаемые коллеги. Редкая профессия сравнится с работой педагога по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель. Проведены исследования, что через 20 лет работы у большинства педагогов наступает «эмоциональное выгорание», а к 40 годам работы «эмоционально сгорают» все педагоги, что проявляется в их несдержанности, неуверенности и тревожности.

Педагог, из года в год, работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой «синдромом эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности. Одной из главных причин эмоционального срыва является тревожность, которая может выступать в двух проявлениях: как ситуативная (в данный момент неблагоприятная ситуация) и как черта личности. Многократно повторяющиеся неблагоприятные ситуации могут способствовать тому, что у человека развивается личностная тревожность.

Нет такого человека, который никогда бы не испытывал тревоги… Волноваться естественно. В человеке заложен особый биологический механизм, который помогает справляться с эмоциональной перегрузкой. Тревога означает, что наш организм готов сразиться с возникшими трудностями и принять вызов судьбы. Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на воспитанниках. Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.

Сегодня я пригласила вас на эту встречу для того, чтобы вы смогли немного расслабиться, посвятить немного времени восстановлению психологической гармонии.

1. Упражнение «Приветствие!»

Цель: Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов.

Ход: Участникам предлагается встать со своих мест и начать ходить по залу. Задача участников — поздороваться за руку с каждым из коллег. Во время рукопожатия нужно смотреть друг другу в глаза и представляться по имени: «Я — Алла», «Я — Елена». Кроме имени, необходимо добавить прилагательное, которое будет Вас характеризовать как личность, и начинаться оно будет в зависимости от первой или последней буквы в имени. Например: «Я — Елена, я активная».

2. Работа с МАК «Дела сердечные» 1

Цель: Осознание своих эмоций.

Ход: Участникам предлагается подойти к столику и в открытую выбрать понравившуюся карту из колоды «Дела сердечные» и затем объяснить выбор, рассказать по кругу о своем эмоциональном состоянии на данный момент.

3. Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»

Представьте себе, что вы перенеслись назад – во времена, когда все стирали руками и вывешивали белье сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Ключ

1. «О нет, это вероятно, шутка! Это значит, я должен ждать до завтра? Что же мне делать?»

Уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьезно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождем немного и посмотрим, может, погода прояснится».

Уровень стресса: 50. Вы не поддаетесь стрессу, вам удается сохранять позитивное видение, даже когда все идет не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и все будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придется сегодня стирать».

Уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нем.

4. «Я займусь этой чертовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Уровень стресса 100. Вы чувствуете такое огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, все заканчивается тем, что проблем и стресса становится больше, чем прежде. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали все, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрете, если наденете ту же самую пару носков еще раз или купите новые.

4. Игра «Капля – речка – океан»

Цель: Командообразование.

Ход: Игра проходит под музыкальное сопровождение. Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капля. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Игроки – капли должны найти себе пару и взяться за руки, затем ведущий командует: «Объединиться по трое», тройки игроков перемещаются под музыку по площадке. Далее команды: «Объединиться по четыре», по пять, шесть человек. Заключительная команда: «Объединиться в общий круг».

5. Игра «Дотронуться до …»

Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Ход: Участники хаотично двигаются по комнате. Затем ведущий просит всех дотронуться до предмета, детали какого-либо предмета, определенного цвета в одежде и украшениях участников. Фраза, произносимая ведущим, звучит так: «Дотронуться до …. (пуговицы; белого цвета; правой коленки; левого уха и т. п.). Участникам, после слов ведущего необходимо найти названный предмет (деталь предмета) не на себе, а на другом игроке. После того, как все участники выполнили задание, они вновь продолжают движение по комнате.

6. Упражнение «Тарелка с мячом»

Цель: Релаксация, развитие умения работать в команде.

Ход: Участники сидят по кругу на стульях, они, молча с закрытыми глазами должны передавать по кругу не глубокую тарелку с мячом. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

7. Релаксационное упражнение «Земляничная поляна»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Ход: Инструкция участникам: «Сядьте удобно, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Почувствуйте полное расслабление. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там».

8. «Договор»

Цель: закрепление позитивной мотивации и настроя.

Ход: Участникам предлагается заключить позитивный, мотивирующий договор с самим собой.

Я (фамилия, имя, отчество) ___

С сегодняшнего дня обязуюсь: мыслить позитивно, правильно структурировать свое время, ___ (допишите всё, что вам хочется)

Я обещаю прилагать усилия к достижению всего перечисленного путем тщательного ухода за своей внешностью, работой над созданием позитивного восприятия мира, ежедневного планирования своей деятельности.

Отныне я становлюсь: оптимисткой, умницей, красавицей, ___

___(перечислить еще раз все «хочу») а взамен получаю любовь, успех, крепкое здоровье, профессиональное долголетие и ___

___ (можно написать то, что хотите,

___

(подпись)

А теперь повесьте этот договор на самое видное место и соблюдайте все условия сделки. Вы ведь ответственный человек, правда? И умеете держать слово.

9 Работа с МАК «Дела сердечные» 2

Цель: Осознание своих эмоций.

Ход: Участникам предлагается подойти к столику и в открытую выбрать понравившуюся карту из колоды «Дела сердечные» и затем объяснить выбор, рассказать по кругу о своем эмоциональном состоянии в конце практического занятия, о том, что дала ему сегодняшняя встреча.

Литература:

1. Вагин И. О. Лучшие психотехники успеха. – СПб. 2009

2. Вачков И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. - СПб. 2004

3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения/авт—сост. О. И. Бабич. – Волгоград 2009

4. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М. 2002

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар — практикум педагога-психолога для педагогов «Психологическая профилактика эмоционального выгорания»
Опубликовано: 8 июля 2022 в 16:38
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар — практикум педагога-психолога для педагогов «Психологическая профилактика эмоционального выгорания»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русинович (УИ 596744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД