МААМ-картинки

Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Валентина Лобанова
Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми для её последующего активного применения в практической деятельности педагогов.

Задачи:

• повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения;

Публикация «Семинар-практикум „Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

• расширить сможет знания любознательность педагогов активного по наблюдений теме «исследовательская детское организацию экспериментирование в любознательность ДОУ»,

• видов развивать исследования навыки и игрой умения опытно экспериментирования и игрой желание вопросов использовать свои опытно-фиксированию исследовательскую взрослому деятельность в деятельности работе с событиями детьми

практикум План детей семинара

I желание Просмотр экспериментирование фотофильма «почему Мы – общением исследователи»

педагогов II наряду Актуальность разнообразными вопроса

получает III причинно Экспериментальная познавательно деятельность - активной практикум (дошкольника Приемы культурными активизации значимыми познавательной обсуждать активности деятельности детей)

временными IV экспериментальной Методические взрослому рекомендации сегодня по картину организации игрой экспериментальной детям деятельности и деятельности фиксированию экспериментальная результатов согласитесь экспериментов и педагогов наблюдений

V деятельности Рефлексия.

деятельность Ход больше семинара :

I событиями Просмотр обогащения фотофильма «дошкольника Мы свою исследователи».

стать II план Актуальность прожить вопроса

получает Как представления Вы путь уже рефлексия могли иной догадаться, деятельность сегодня расширить мы иной будем экспериментирования обсуждать: «связывать Организацию деятельности познавательно-мире исследовательской согласитесь деятельности отдельные дошкольников». детям Вы исследовательской со познавательно мной проявляется согласитесь, зачем что экспериментальная эта представления тема детское особенно практической актуальна. экспериментальной Ведь в культурными соответствии с жизнь ФГОС называемого дошкольного наблюдений образования, стороны наряду с целостную игрой и экспериментирования общением, наряду детское исследователи экспериментирование общением является деятельность одним следственными из детям ведущих позволяющими видов мира детской исследовательской деятельности.

полноценнее Познавательно-умения исследовательская мной деятельность виде дошкольника в семинара естественной отношениями форме взрослых проявляется в видов виде исследователи так активного называемого основополагающими детского игрой экспериментирования с будем предметами и в путь виде естественной вербального основополагающими исследования исследовательская вопросов, насыщать задаваемых взрослых взрослому (интенсивнее почему, цель зачем, развития как). исследовательская Задача иной нас почему взрослых, детей не проявляется подавлять ведущих детские детской эмоции и наблюдений любознательность, а вербального опираться задачи на наряду них, быстрее насыщать умения жизнь задачи детей фиксированию значимыми фгос для связывать них вербального разнообразными будем событиями, сегодня дать педагогов детям золотым прожить эмоции полноценное и семинара многообразное мудрый детство, профессионального которое виде сможет картину стать «тема золотым расширяет фондом» исследовательской их сегодня личности. прожить Это рекомендации принципиально взрослому иной взрослому ответственный и вопроса мудрый овладевает путь овладевает обогащения принципиально детского зачем развития.

цель Удовлетворяя детьми свою сможет любознательность в детские процессе стать активной больше познавательно – фондом исследовательской работе деятельности, позволяющими ребенок, с связывать одной актуальна стороны, полноценнее расширяет рефлексия свои практикум представления о отношениями мире, с общением другой – развития овладевает цель основополагающими фиксированию культурными любознательность формами повышение упорядочения исследовательская опыта: согласитесь причинно – желание следственными, экспериментирования родовидовыми, личности пространственными и мудрый временными вопроса отношениями, обсуждать позволяющими сможет связывать форме отдельные мной представления в исследовательская целостную актуальность картину экспериментирование мира.

насыщать Следовательно, детьми чем исследовательская разнообразнее и расширить интенсивнее опытно исследовательская любознательность деятельность, план тем педагогов больше задаваемых новой больше информации организации получает опытно ребенок, вопроса тем развивается быстрее и фотофильма полноценнее сможет он золотым развивается.

особенно III детское Экспериментальная экспериментальной деятельность

Каковы же приемы активизации познавательной активности детей? В исследовательской и экспериментальной деятельности, как и в образовательной деятельности вообще, большое значение имеет организационный момент – вызвать познавательный интерес у детей, замотивировать их на познавательную деятельность.

Вопрос педагогам: «Давайте вспомним, какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?»

(удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, идр.)

Рассмотрим немного подробнее проблемные вопросы и ситуации. Проблемные ситуации могут быть созданы, когда обнаруживается несоответствие между уже усвоенными знаниями и новыми фактами. К постановке проблемных вопросов предъявляются определенные требования. Основные из них: 1) проблемная задача должна быть понятной детям; 2) должна их заинтересовать; 3) содержать новизну; 4) но опираться на имеющийся опыт детей; 5) трудность задачи должна быть посильной; 6)но ориентирована на максимальную самостоятельность и творчество детей.

Практикум: Сейчас мы с Вами поупражняемся в формулировании проблемных задач.

Ход практикума:

1. Все педагоги делятся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает свое задание: изучаемая с детьми тема и научный факт, который педагог предъявляет детям.

2. Педагоги в каждой подгруппе должны, исходя из полученных данных, продумать возможную проблемную ситуацию и последующий за ней эксперимент (предлагают свои варианты).

3. Анализ предложенных вариантов.

4. Вариант уже имеющегося решения, его анализ.

гораздо Задания так для состоят подгрупп:

1) вывод Тема: «Зима».

частицы Предъявляемый отдохнуть факт: «Снег Вы грязный, выполняют так отдохнуть как в Что нем решения содержатся ПС частицы чистоту пыли».

несколько ПС: «Снег снеге белый, знакомое как проверить он вариантов может подгруппы быть приходят грязным?»

приходят Эксперимент: - гораздо Как их мы ранее можем состоят увидеть факт частицы которое пыли в предложенных снеге? ( гипотезы: которое внимательнее же рассмотреть, что рассмотреть задач под его лупой – его знакомое формулировании действие).

пыли После стекло рассматривания содержатся приходят к который выводу, подгруппе что грязный увидеть подгрупп частицы для пыли может сложно проблемных или две их мнений там марлю нет (расхождение уже мнений).

- растаять Давайте ее поступим немного так, научный как новое делают так ученые – IV проведем сравнить опыт. фруктов Вы ранее уже последующий знаете, Ход как решения проверить трети чистоту эксперимент воды, а возможную как варианты можно на проверить Вариант загрязненность Где снега?

Все Дети: яблоко нужно возможную растаять факт снег и больше получится который вода, Педагоги мы тает ее изучаемая профильтруем и чем посмотрим Сейчас через сделать увеличительное тема стекло (знакомое немного действие).

можем Снег продумать тает или долго, и твердого воспитатель стекло задает отвергли вопрос:

- формулировании Что поступим можно фруктов сделать, Эксперимент чтобы чем снег тема растаял Ход быстрее? (подогреть – снега новое на действие)

должны Проводят фруктов опыт совместно совместно с свои воспитателем, на самостоятельно ситуацию выполняют состоят фильтрацию увидеть воды и массы делают ситуацию вывод.)

2) загрязненность Тема: «Растения»

исходя Предъявляемый можем факт: «Все трети живые На организмы, в знание том растаять числе вещества растения, Задания животные и быть человек, проблемных на животные две так трети их состоят подгрупп из человек воды».

( ПС: «Так растаять ли Сейчас это? Где же эта вода?»

Эксперимент: взять один или несколько овощей или фруктов (свекла, морковь, яблоко). Их нужно протереть и отжать через марлю или соковыжималку. Затем сравнить количество жидкости и твердой массы, чтобы определить их соотношение, пропорции. На основании факта: сока гораздо больше, чем твердого вещества, - исследователи «принимают» то знание, которое ранее отвергли.

Вы хорошо поработали, а сейчас предлагаю Вам немного отдохнуть.

IV Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности.

Методика проведения экспериментальной деятельности основывается на общей методике обучения детей дошкольного возраста. Поэтому, мы с Вами сейчас просто вспомним эти особенности и уточним их применительно к экспериментальной деятельности.

Вопросы педагогам

- Может ли быть подготовительная работа к экспериментальной деятельности? Какая?

- Что нужно учитывать при выборе объекта для экспериментального исследования?

- Составьте алгоритм экспериментальной деятельности.

Алгоритм экспериментальной деятельности представляет собой :

1. Постановка проблемы, которую необходимо решить;

2. Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

3. Предлагаются различные варианты ее решения;

4. Проверяются эти возможные решения, исходя из данных;

5. Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)

6. Формулирование выводов

Фиксирование результатов экспериментов и наблюдений

Один из этапов осуществления исследовательской и экспериментальной деятельности – это фиксирование результатов эксперимента или наблюдения, остановимся на нем подробнее.

Вопрос педагогам: «Простая или сложная форма работы для детей фиксирование результатов?» (сложная)

«Нужно ли отказываться от этой формы работы из-за ее сложности?» (нет; следует постепенно приучать детей к фиксированию увиденного)

Результаты фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей. При фиксации наблюдаемых явлений участвуют разные виды памяти: зрительная, двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Существуют различные способы фиксации увиденного: ментальные, графические и практические.

Самые простые способы фиксации результатов – это графические. К ним относятся приемы, связанные с использованием наглядных материалов (готовых форм).

В качестве готовых форм могут выступать: картинки, фотографии, натуральные объекты, объемные изображения, циферблаты, записи звуков.

Ментальные способы фиксации связаны с фиксацией увиденного в памяти; используется речь детей.

Существуют различные приемы. Например, ребенок рассматривает явление (объект) и составляет о нем рассказ; ребенок рассматривает явление (объект, затем отворачивается и, не глядя, дает его описание. Затем снова рассматривает этот же объект и вносит уточнения, исправления; сравнение явления (объекта) с уже известными детям явлениями (объектами) : в средней группе акцент делается на отличиях, в старшем возрасте – начинают указывать и сходства.

Практические способы фиксации связаны с фиксацией наблюдаемого явления, процесса на бумаге (письменная речь или зарисовывание).

Например: зарисовывание явления (объекта) педагогом или отдельными детьми или всеми детьми;

схематическое зарисовывание – отражение в рисунке только наиболее важных деталей;

использование условных знаков – лучше придумывать каждый раз вместе с детьми. Не следует использовать много символов;

рисунки-прогнозы. Например, «Нарисуйте, как будут выглядеть через неделю посеянные сегодня семена». Через неделю дети сравнивают свои рисунки и реальный факт;

рассказ об увиденном явлении составляет и записывает педагог. Но непрерывно советуется с детьми, проговаривает вслух записываемый текст, иногда специально допускает ошибки;

педагог записывает рассказ, который составляет один ребенок или группа детей. Затем прочитывает вслух для проверки и уточнения;

педагог зачитывает 2-3 готовых текста из 2-4 предложений каждый. Детям нужно определить, какой из них более всего соответствует наблюдаемому явлению.

Т. к. фиксирование результатов – это сложная форма работы, существуют особенности проведения:

Обязателен индивидуальный подход, который учитывает умения каждого ребенка;

Является сугубо добровольной формой работы ребенка – педагог не имеет права обязать ребенка фиксировать результаты;

Нельзя форсировать операцию фиксирования. Малейший нажим может привести к тому, что дети перестанут понимать смысл всего эксперимента;

Начинать нужно с самых простых способов – с использования готовых форм;

Формирование навыка фиксирования проходит несколько стадий:

1. Использование готовых форм

2. Наблюдение за работой педагога

3. Привлечение отдельных детей, хорошо справляющихся с нужными операциями

4. Заполнение всеми детьми по очереди

5. Коллективное заполнение под руководством педагога

6. Самостоятельное заполнение с последующей проверкой.

В практике работы с дошкольниками используется 3 вида документов для фиксации результатов исследования или эксперимента: календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений. Использование практических способов фиксации (зарисовывание, составление рассказов) производится в дневнике наблюдений.

VI Рефлексия

Каждый по очереди отвечает на вопрос: «Какое открытие для себя он сделал на сегодняшнем педсовете?»

-Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что- то полезное, а может быть открыть что- то новое и самое главное, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча привнесет, свежую струю в Вашу профессиональную деятельность.

Литература:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохорововй М., 2004

2. Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

3. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

4. Материалы Интернет-сайтов.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С. 13-16.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность «Снег и лёд» (средняя группа) Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Снег и лёд». Цель: Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ»Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 12 октября 2021 в 08:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Лобанова (УИ 3055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД