Приложение МААМ

Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»

Наталья Мартыненко
Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»
▼ Скачать + Заказать документы

Чтоб радость завтрашнего дня,

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля!

И небо чистым быть!

Цели:

1. Расширить знания педагогов об охране окружающей среды;

2. Повысить компетенцию педагогов в сфере экологического воспитания детей;

3. Усовершенствовать профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности в работе с родителями и малышами.

Публикация «Семинар-практикум „Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире“» размещена в разделах

Задачи:

1. Выявить уровень подготовленности педагогов по вопросам охраны природы;

2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;

3. Воспитывать любовь к окружающей природе;

4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;

5. Показать примеры для практической работы с родителями и детьми.

План семинара-практикума :

1. Теоретическая часть: Экологический тренинг для педагогов.

2. Практическая часть тренинга:

1. «Визитная карточка» команд

2. Разминка

3. Блиц - конкурс

4. Решение профессиональных ситуаций

5. Творческое задание

6. Кроссворд «Природа»

7. Музыкальный конкурс

2. Заключение.

Ход семинара:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре-практикуме.

Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию. Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе. Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дети без особых усилий усваивают знания, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.

В детском саду экологическое воспитание способствует:

- формированию начальных представлений о природоведении;

- формированию уважительного отношения и интереса к природе.

До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен, не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, малыши.

Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:

- игры;

- занятия и беседы;

- проведение праздников природной тематики;

- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;

- прогулки с наблюдением за окружающим миром;

- выставки совместного творчества детей и родителей;

Формы работы с детьми по экологическому воспитанию в первой младшей группе - это прогулки на свежем воздухе, во время которых педагог или родитель акцентирует какие-либо особенности живой природы, видимые глазам детей.

В детском саду готовят музыкальные утренники «Праздник Осени», «Праздник Весны», «Праздник Лета», «Праздник Зимы».

Дети могут приобретать и практический опыт в общении с природой, помогая, например родителям поливать комнатные цветы или огородные растения. Пусть и из крохотной леечки, но уже с осознанием важности происходящего. Во время работы можно провести небольшую беседу о том, почему нужно ухаживать за растениями.

Формы работы с педагогами: Игры, практикумы и семинары - направленные на приобретение экологических навыков, повышение квалификации. Соревнования по разработке и проведению лучшего экологического дидактического занятия или родительского собрания.

Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям «Берегите природу».

Практическая часть.

1. Визитная карточка.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам начать практическую часть нашего семинара. В течение 2 минут придумайте название команды и визитную карточку.

Природа - важнейшее средство развития ребенка, ведь малыш общается с ней круглый год, совершая открытия в круговороте сезонов. Зимой кружится белый пушистый снежок, весной - набухают почки на деревьях, распускаются цветы, поют птички. Лето - это море, речки, поля, обилие фруктов и овощей, и, наконец, золотая осенняя пора- сенокос, прохладный дождик.

Перед воспитателем стоят определенные задачи, тесно взаимосвязанные между собой:

1. формирование у малышей системы начальных знаний о природе;

2. формирование у детей трудовых навыков и умений;

3. формирование у ребят любви и уважения к природе с самого юного возраста;

2. Разминка.

Предлагаю вам подумать и ответить на вопросы.

А) Что же такое экология? (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.)

Б) Почему экологическим воспитанием ребенка нужно заниматься с самого юного возраста? (потому что именно у дошкольников закладываются жизненные ценности и основы правильного отношения к миру)

В) Какова роль педагогов и родителей в прививании основ экологического воспитания?

Г) Приведите примеры взаимодействия родителей и ребенка в процессе экологического воспитания?

Д) Назовите составляющие предметно - развивающей среды, используемые для экологического воспитания малышей в детском саду. (уголок природы, учебные панно, паспорта растений, методическая и художественная литература, сад на территории учреждения).

Е) Перечислите устные методы экологического воспитания детей (рассказы, беседы, чтение художественных произведений о живой природе)

Ж) Перечислите практические методы экологического воспитания малышей (игры, конструирование поделок)

З) Перечислите формы организационной работы с дошкольниками (занятия, прогулки, экологические утренники, посильный труд в саду)

И) Какие условия, необходимо создать в детском саду для организации правильного экологического воспитания детей? (Уголок природы группе, участок для каждой группы на улице)

К) Что необходимо разместить в уголке живой природы? (Растения, животных, рыбки, природный календарь, рисунки и поделки малышей, оборудование по уходу за животными и растениями)

3. Блиц-конкурс :

Еще в древности люди научились взаимодействуя с природой, предсказывать погоду. Народные приметы в прогнозировании погоды позволяют обеспечить связь поколений и воспитать уважение к традициям

- Паук плетет большую паутину – (к сухой погоде).

– Греется уж на дороге – (будет дождь).

– Птицы низко летают – (скоро дождь).

- Черемуха в цвету– (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру будет дождь).

- Перед дождем цветы – (пахнут сильнее).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи купаются в пыли– (к дождю).

- Звезда рядом с луной– (к потеплению).

Звезды сильно блестят- (к морозу).

Сверчок стрекочет- (к хорошей погоде)

Может быть кто-нибудь из вас помнит и другие приметы?

4. Решение педагогических ситуаций

Каждой команде предоставляется возможность решить педагогическую ситуацию (раздать каждой команде по 1 ситуации) на обдумывание дается 5-7 минут.

Примеры педагогических ситуаций:

А) Вашему взору предстает картина: на лавочке разговаривают две мамы, в это же время их детки топчут саженцы цветов неподалеку. Как вы думаете, почему это происходит? Как вы поведете себя в этой ситуации, пройдете мимо или остановитесь?

Б) Во время дневной прогулки, девочка играла в песочнице и не услышала, когда воспитатель позвала детей. Педагог построила малышей и повела их в группу. Девочка увидела, что все уходят и побежала догонять, споткнулась о ведерко и упала. Назовите ошибки воспитателя и его дальнейшие действия.

5. Творческое задание.

Без сомнения, профессия воспитателя подразумевает под собой неограниченную фантазию и море выдумок. Вашему вниманию представляется творческое задание. Каждая команда получает пословицу и рисует ее так, чтобы соперники смогли понять, какая именно пословица изображена на рисунке.

1) Весна красна цветами, а осень - снопами.

2) Что летом родится- зимой сгодится.

3) Яблоко от яблони недалеко падает.

4) Береги нос в сильный мороз.

5) Мороз не велик, да стоять не велит.

6. Музыкальный конкурс.

Каждая команда исполняет отрывок из песни о природе.

Заключение:

На этом разрешите закончить наш семинар-практикум, надеюсь, что каждый из вас освежил в памяти старые и почерпнул для себя новые знания. В заключение хочется предложить просмотр выставки методической и художественной литературы по экологии. Желаю успехов в нелегкой, но такой увлекательной и интересной работе педагога-воспитателя! Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Городской экологический фестиваль «Если не мы, то кто же поможет тебе, Земля!»Городской экологический фестиваль «Если не мы, то кто же поможет тебе, Земля!» Уже шестой год подряд В городе Новокуйбышевске проводится экологический фестиваль «Если не мы, то кто же поможет тебе, Земля!». Фестиваль.

Наш уютный детский садНаш уютный детский сад «Уютный, добрый, зеленый детский сад»В наш детский сад родители своих детей ведут с удовольствием. На вопрос, почему именно в это ДОУ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»
Опубликовано: 5 сентября 2014 в 18:13
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мартыненко (УИ 175769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД