Приложение МААМ

Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»

Юлия Каштанова Доценко
Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум с родителями : «Как адаптировать ребенка к детскому саду»

Подготовил: педагог-психолог Каштанова Юлия Михайловна

Чтобы успешно решать задачи психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ, воспитатели должны поддерживать тесную связь с семьей. Вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка помогут интерактивные формы сотрудничества. Организуя встречу в начале учебного года, не забудьте пригласить педагога-психолога. Он расскажет, какие ошибки допускают родители, и даст рекомендации, как сделать адаптационный период более легким и безболезненным.

Публикация «Семинар-практикум с родителями „Как адаптировать ребенка к детскому саду“» размещена в разделах

Основные цели семинара-практикума :

• обозначить совместными усилиями проблемы, которые возникают в адаптационный период, и выявить их причины;

• расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на ее успешное протекание.

Участники мероприятия: родители, заведующий ДОУ и педагоги.

От чего зависит успешность адаптации ребенка к условиям детского сада?

- от условий воспитания в семье;

- особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;

- организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период;

- возрастных, индивидуальных психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).

Какие вопросы включить в программу семинара-практикума

На данном семинаре-практикуме необходимо рассказать родителям о том, какие трудности испытывает ребенок, приходя в детский сад, каковы их причины, как протекает адаптация.

Так, благоприятный возраст для поступления в ДОУ — 3 года. В этот период у ребенка формируется осознание собственного «я», т. Е. он начинает воспринимать себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается степень зависимости от родителей. Однако нередко ситуация развивается для младшего дошкольника не самым благоприятным образом.

Если ребенок от природы боязлив, не умеет постоять за себя, не любит большую шумную компанию, детский сад станет для него «испытанием». Он не сможет адаптироваться в детском коллективе и еще больше замкнется в себе. Это может привести к психологическому дискомфорту.

Проблема адаптации к условиям детского сада возникает, когда ребенок не может найти общий язык со сверстниками. Это связано с недоразвитием речи или с самооценкой. Обладая завышенной или заниженной самооценкой, дошкольник неправильно позиционирует себя в коллективе, т. Е. просто не знает, как общаться с другими детьми, и не умеет этого делать. Поэтому сверстники не хотят играть с ним, обижают его, отнимают игрушки, дразнят и т. Д.

У ребенка, склонного к невротическим расстройствам, в период адаптации может проявляться беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость). Особенно это заметно у детей, эмоционально зависимых от родителей.

Нелегко придется в детском саду ребенку, который привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам. Он столкнется с первыми запретами, поймет, что не все дозволено и ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки.

Другая проблема — слишком робкие и стеснительные дошкольники. Они неохотно идут на контакт с другими детьми и становятся «мишенью» для задир.

Излишняя строгость со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у коммуникабельного и психологически подготовленного ребенка и стать причиной дезадаптации.

В норме дети адаптируются к детскому саду в течение 3–6 месяцев. Если этот процесс затягивается, возникает дезадаптация.

Существует выражение «не садовский ребенок». Если ребенок отказывается посещать ДОУ в течение полугода и более, то родителям стоит задуматься, нужно ли его травмировать и продолжать водить в группу.

Дезадаптация встречается редко, но при этом плохо отражается на организме ребенка. Наиболее частое последствие — нарушение ночного сна, которое свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня. Бывает, что ребенок стесняется ходить в детском саду в туалет.

Последствием дезадаптации могут быть проблемы со стулом (запоры, поносы, тошнота, рвота, энурез, проявляющиеся перед выходом из дома в детский сад или в период пребывания в нем (часто — во время дневного сна).

Какие выделяют степени адаптации?

- легкая (физиологическая, природная) : поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней;

- средняя: ребенок болеет, но без осложнений; срок адаптации — 15–30 дней;

- тяжелая (патологическая) : более 2 месяцев.

Итогом участия в семинаре-практикуме для родителей должны стать не только знания о проблеме адаптации ребенка к ДОУ, но главным образом рекомендации, советы педагога-психолога и воспитателей.

Перечислим некоторые рекомендации, которые следует озвучить и обсудить с родителями в ходе семинара-практикума.

- Когда ребенок начинает посещать детский сад, дома все должно оставаться по-прежнему. Это касается режима дня и правил поведения.

- В первые дни родители могут предложить ребенку взять в группу любимую игрушку, сказав: «Мишка хочет пойти в гости в детский сад, а ты будешь его провожатым». В новой обстановке игрушка поможет дошкольнику успокоиться, отвлечет его внимание от грустных мыслей. Скорее всего, он захочет поиграть в нее с другими детьми.

- Нельзя стыдить ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, особенно в присутствии других детей и родителей. Фразы типа «Ай-ай-ай, какой плакса, как не стыдно плакать!» даже от чужих взрослых могут нанести еще большую травму и продлить процесс адаптации. Не следует сравнивать поведение ребенка с поведением других дошкольников.

- Если приобщать ребенка к режиму дома, он легче адаптируется к режимным моментам в детском саду. Нужно как можно раньше приучать дошкольника к закаливающим и гигиеническим процедурам.

- Самое главное, что должны делать родители, — демонстрировать заботу и любовь.

Приложение 1

Семинар-практикум «Адаптация дошкольников к условиям ДОУ»

Задачи:

• определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;

• сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;

• укрепить сотрудничество педагогов и родителей.

Оборудование: информационные папки с приложениями; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги; карандаши; маркерная доска; фломастеры; «Дерево успеха»; яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).

Ход семинара-практикума

Вступительная часть — теоретическая

Начинается семинар-практикум с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада :

• заведующий ДОУ знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;

• медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др. ;

• воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОУ;

• педагог-психолог рассказывает об особенностях адаптации дошкольников к условиям ДОУ.

Далее семинар-практикум продолжает педагог-психолог, который выступает одновременно в роли ведущего и эксперта.

Основная часть — интерактивная

После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрации ДОУ, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды.

Каждой команде помогает один из воспитателей ДОУ. Руководит ходом игры ведущий.

1-й этап — психологическая разминка

• Все встают в круг

• Пантомима «Солнышко – тучка», «Кислое - сладкое», «Холодно-тепло», «Мягкий – колючий»

• Интонационная гимнастика птичка или кошечка злиться, ласковая, плачет, смеётся.

2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка

Все отвечают на вопросы хором:

• Какое первое слово произносит ребенок?

• Какое слово ребенок кричит, когда ему плохо?

• Кого зовет ребенок, когда он упал?

• А кого он зовет, когда научился чему-либо?

• А кому он хочет показать свой рисунок?

• Кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?

• А кто самый нежный?

• А кого ребенок любит всю жизнь?

Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОУ. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»

Отметьте буквой, наиболее подходящей по ответу к вашему ребенку

Черты характера

Эмоциональные переживания

Непредвиденные ситуации

Игра

Общение

Реакция на наказание

Усвоение (отношение к новому)

Утомляемость

Особенности речи

Особенности сна

Родители заполняют анкету, затем проводят анализ количества отметок в каждой ячейки. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество совпадений — основной:

• А — холерик;

• Б — сангвиник;

• В — флегматик;

• Г — меланхолик.

Для родителей будет предложен материал по темпераменту в печатном варианте для самостоятельного ознакомления.

Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОУ уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.

3-й этап — «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»

Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…» Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 мин. Помощники команд (воспитатели) собирают ответы и передают их ведущему.

Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.

4-й этап — «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»

Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.

5-й этап — «Анкетирование»

Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка. Приложение 3

Педагог- психолог проводит моментальное пояснение получившихся ответов. Подсчет может остаться тайным, но если родители согласятся озвучить, то педагог-психолог дает комментарии по месту.

6-й этап — «Ведущая деятельность дошкольников — игра»

Далее ведущий рассказывает о том, какое влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут…», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа…», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара-практикума проводят 1–2 игры.

Заключительная часть

Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума : каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а…» Ответы передают ведущему.

Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:

красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»;

желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;

зеленое: «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре».

Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в комнату демонстрируют для родителей мини-фильм «Наши будни», подготовленный заранее с разрешения родителей на видеосъемку.

Приложение 2

ТЕСТ

«Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

А) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.

Б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

В) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

Г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

А) Положительные эмоции.

Б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.

В) Бурные эмоции, гнев.

Г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;

б) без эмоций;

в) на словесные – спокойная, на остальные – с бурными реакциями протеста;

г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

А) Любопытен (преобладает положительное отношение).

Б) Малоэмоционален.

В) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

Г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

А) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.

Б) Спокойные, тихие, уединенные.

В) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

Г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

А) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

Б) Предпочитает одиночество.

В) Всегда нужны сподвижники и зрители.

Г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Как усваивает новое?

А) Легко и быстро.

Б) Обстоятельно, но медленно.

В) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

Г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

8. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

9. Особенности речи.

А) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

Б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

В) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.

Г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

10. Особенности сна.

А) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

Б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

В) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.

Г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

Результат:

Если чаще встречаются варианты а, то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

Если чаще встречаются варианты б, то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты в, то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный –холерик.

Если чаще встречаются варианты г, то преобладает темперамент меланхолика.

Приложение 3

Моментальная анкета – опросник

1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?

3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?

4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?

5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?

6. Часто ли он выходит из себя?

7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?

8. Удается пи ему ночью спать спокойно?

9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?

10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?

11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?

12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” - это все-таки хорошая адаптация.

Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми, то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

___

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Социализация дошкольников в условиях ДОУ / Сост. Т. И. Прищепа. Х. : Изд. группа «Основа», 2009. 169 с. : ил. (серия «Психология воспитания»).

1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?

2 Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?

3 Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?

4 Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?

5 Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?

6. Часто ли он выходит из себя?

7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?

8. Удается пи ему ночью спать спокойно?

9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?

10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?

11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?

12 .Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка» Семинар – практикум. Пальчиковый игротренинг в жизни ребенка. Цели: • Вызвать чувство доверия ребенка к взрослому, сверстникам; • выполнять.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для воспитателей «Экологическая тропинка в детском саду» Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Задачи:.

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы» Тема: «Знатоки природы». Форма проведения: семинар- практикум. Аудитория: родители старшей возрастной группы. Количество участников: 16.

Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве»Семинар-практикум с родителями «О детских капризах и упрямстве» Тема «О ДЕТСКИХ КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ» 2014-2015 уч. год Подготовила и провела: воспитатель Людмила Федоровна Сучкова Подготовительный этап:.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 19:00
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум с родителями «Как адаптировать ребенка к детскому саду»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Каштанова Доценко (УИ 141639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД