МААМ-картинки

Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов»

Ирина Плеханова
Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов»

Цель: обратить внимание педагогов на проблему сохранения их психологического здоровья.

Задачи:

1. Дать представление о «синдроме эмоционального выгорания», его симптомах, причинах появления.

2. Выявить уровень СЭВ у педагогов ДОУ.

Материалы:

Чистые листы, ручки на каждого участника; клубок ниток; цветные жетоны; «Чаша откровений».

Публикация «Семинар с элементами тренинга „Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов“» размещена в разделах

Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада приветствовать Вас на 1-ом тренинге, входящем в цикл мероприятий, посвященных проблеме эмоционального выгорания педагогов. Об актуальности данной темы говорят результаты анкетирования «Оценка синдрома эмоционального выгорания», которые показывают, что у 28% педагогов высокий уровень СЭВ, у 58% - средний, у 14% - низкий. Эти результаты были ожидаемы еще и потому, что 80% от общего числа педагогического состава имеют стаж работы до 20 лет. Сегодня мы с вами вместе попробуем раскрыть сущность синдрома эмоционального выгорания, его симптомы и причины возникновенияВ начале нашего мероприятия мне хотелось бы провести тест на определение настроения.

«Тест Люшера».

Посмотрите на экран – перед вами таблица цветов.

Выберите, цвет, который сейчас наиболее Вам приятен. Просьба к Вам при этом не связывать цвет карточки с цветом Вашей одежды или машины,отвлечься от них. Затем из оставшихся семи цветов выберите наиболее приятный. Повторите процедуру с оставшимися шести цветами, затем пятью и так до конца. Записывайте цвета в том порядке, котором они были выбраны от наиболее приятного до наименее.

1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый (0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

Ну а для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю придерживаться следующих правил:

1. 1. Доброжелательность. (соблюдать доброжелательный стиль общения).

2. Активность. Если хотите научиться плавать, прыгайте в воду. Тренинг, это родник, но от вас зависит, будете вы пить или нет.

3. 2. Равенство. В тренинге принято отказываться от статусных различий, погружаться в атмосферу психологического равенства и обращаться друг к другу по именам и на «Ты».

4. 3. Взаимное уважение.

5. Конфеденциальность.

И чтобы начать нашу, я надеюсь, плодотворную работу, предлагаю сделать бейджики. (На бейджиках напишите свое имя, как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли во время тренинга и на первую букву напишите слово-определение, которое отражает ваш характер, темперамент или стиль жизни.)Прикрепляя бейджик себе на грудь, поприветствуем друг друга. Добрый день всем, я Ирина-игривая. А теперь попробуем сделать друг другу комплименты, играя в игру «Паутинка».

Упражнение «Паутинка».С помощью этого клубка мы будем ткать паутинку комплиментов. У каждого из нас сейчас есть возможность сделать друг другу комплимент и похвалить себя. Ведь в каждом из нас есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Все мы по-очереди будем держать в руках клубок, наматывать нитку на палец и произносить фразу «Я нравлюсь себе потому что…», перекатывая клубок соседу мы говорим «Таня, ты мне равишься, потому что…»

«Какая замечательная паутинка у нас получилась, она объединила нас и помогла узнать друг о друге что-то новое. Так и хочется сказать: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Если мы будем говорить друг другу комплименты, они бязательно вернутся к нам, тогда и жизнь наша будет более яркой и радостной. Пришло время распутывать паутинку, сейчас мы будем сматывать клубок и отвечать на вопросы:

1. Что вам понравилсь больше, говорить комплименты или получать?

2. Трудно ли было подобрать комплимент?

3. Какой комплимент вам понравился больше всего?

А теперь скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «работа»?Лично у меня оно ассоциируется с детьми, суетой, тревожностью. Сколько много ассоциаций вызывает у нас слово «работа» и многие из них характерны для эмоционального выгорания. А теперь давайте перейдем к теме нашей сегодняшней встречи.

Начать мне бы хотелось со слов французского философа М. Монтеля

«Самый ценный плод здоровья –

возможность получать удовольствие».

Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером своего дела. Быть мастером – значит жить, быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога. Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня в день испытывает педагог. Об этом говорят многочисленные исследования здоровья современного педагога. Нашу с вами профессию можно отнести к группе риска по частоте нарушения здоровья. Это было замечено еще в начале семидесятых годов XX века, когда ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».

Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

На основании вышесказанного можно дать определение Синдрому эмоционального выгорания :

- это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе;

- это развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к коллегам, воспитанникам и их родителям.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

В ОБЛАСТИ ЧУВСТВА: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных непреодолимых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостатчно совершенным

В ОБЛАСТИ МЫСЛИ: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

В ОБЛАСТИ ДЕЙСТВИЯ: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным, или наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Представьте себе, что с этой напряженностью-со стиснутыми зубами-воспитатель входит в группу. И детям даже ничего не надо говорить: происходит невербальный контакт, ведь мы знаем, что на 80% наше тело считывает информацию с собеседника, и только на 20% - глаза и уши. Поэтому только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать психологически здорового человека.

Конфуций говорил:

«Будьте добрым, если захотите!

Будьте мудрым, если сможете!

Но здоровыми вы должны быть всегда!»

Помните, что мы должны заботиться о своем здоровье, а улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие ее как самого ценного дара, через мудрость радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

И тут хочется рассказать притчу:

«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

Эту притчу я рассказала не случайно, т. к. именно в ваших руках-ваше здоровье и в ваших руках создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Т. к. только вы на 100% ответственны за все события в своей жизни, и за плохие, и за хорошие.

И еще не забывайте очень важное правило: «Отдыхать нужно раньше, чем устал!»

И все же, чтобы сохранить свое здоровье нам необходимо уметь управлять своим внутренним состоянием.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. К естественным приемам регуляции организма можно отнести:

смех, улыбка, юмор;

размышление о хорошем, приятном;

различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

наблюдение за пейзажем за окном;

рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной);

«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

Вдыхание свежего воздуха, чтение стихов;

Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

К методам саморегуляции относятся:

Антистрессовое дыхание

В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:

• Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!

Аутогенная тренировка

В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

• Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,

• повторяйте эти фразы по несколько раз, находясь в состоянии глубокого расслабления.

Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове….; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе…; я спокоен за работу моего сердца…

МЕДИТАЦИЯ

Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.

ЙОГА

Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.

Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

• стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

• учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

• проще относиться к конфликтам на работе;

• не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Я думаю, что у каждого из нас есть свои способы расслабляться, порой побаловать себя.

Упражнение «Порой мы балуем себя».

Сейчас каждому из вас понадобится лист бумаги и вся информация, которую вы запишите на листе. Будет носить строго конфиденциальный характер. Поэтому будьте искренни, не заглядывайте в лист коллег.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, заботясь о своем душевном здоровье. Теперь пронумеруйте их по степени удовольствия для себя. Как вы уже, наверное, догадались, это и есть ресурсы, которые можно использовать как «скорую помощь для восстановления сил».

А теперь самый главный совет – если вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие. Сохранив самообладание, вы сможете доказать себе, что вы сильный человек. А самое главное – вы сохраните свое здоровье.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть:

Запишите в столбик 4 буквы: Л Д Р П /можно под музыку/.

К каждой букве напишите цифры от 1 до 4.

К каждой группе /буква цифра/ прибавьте название какого - то животного, птицы, насекомого

Теперь по три качества, которые их характеризуют.

Расшифровка: л - любовь, д -дружба, р - работа, п – постель

Цифры говорят, на каком месте в вашей жизни они находятся, а животные, птицы, насекомые с написанными вами качествами – это то, как вы представляете себя в соответствующих жизненных процессах.

Ну и напоследок я предлагаю вам посмотреть видео о морских животных. Когда мы на них смотрим, в нашей душе наступает спокойствие и умиротворение.

Кроме выше сказанного в коллективах необходимо проведение различных семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания

А сейчас я попрошу вас заполнить «Чашу откровения».

Если вам понравился семинар-положите в чашу зеленый жетон.

Если вы сможете использовать информацию, полученную на семинаре для саморегуляции – положите желтый жетон.

Если скорее нет, чем да – положите красный жетон.

Если тренинг был пустым и ненужным положите белый жетон.

Прикреплённые файлы:

syev-janvar-2016_9vap7.ppt | 1069,5 Кб
 
Публикации по теме:

Семинар «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Конспект семинара-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Цель: Профилактика синдрома.

Арт-терапевтический тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Веер перемен» Данный тренинг является заключительным мероприятием Недели психологии «Кухня ресурсов», посвященной синдрому эмоционального выгорания педагогов.

Конспект тренинга для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» Занятие №1 Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе. Содержание занятия: Упражнение «Наши ожидания».

План годового отчета для педагогов детских садов или дошкольных отделений С 1 сентября 2014 года изменился формат прохождения аттестации в городе Москве. Отошли в прошлое портфолио и экспертные заключения. Теперь.

Практикум для педагогов с элементами тренинга «Вместе к общей цели» Практикум с элементами тренинга «Вместе к общей цели» Составили: Коченгина Марина Васильевна - педагог-психолог МБДОУ «Добрянский детский.

Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов образовательной организации «Будем знакомы» Разработала и провела Педагог-психолог Агошкова М. Д. ДО ГБОУ школа №1739 Психологические игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение» в форме психологического тренинга Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 г. о. Чапаевск Самарской области Структурное подразделение.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников»Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Психологическая безопасность дошкольников» Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей: - о воспитании, развитии, дисциплине; - о психологической безопасности.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» С педагогическим коллективом детского сада был проведен тренинг. Цель тренинга: Профилактика психологического здоровья педагогов. Содержание.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снятия напряжения» ТРЕНИНГ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ" (ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) Цель: снятие мышечного и эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга «Наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания у педагогов детских садов»
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 09:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД