Елена Борисовна Пантелеева
Семинар-тренинг для педагогов «Я+ТЫ=МЫ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов
«Я+ТЫ=МЫ».
Дата проведение: 14 марта
Количество участников: 13 педагогов
Время проведения: 1 час.
Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
• Консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;
Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Я+ТЫ=МЫ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
• Раскрытие творческого потенциала педагога;
• Активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям.
• Повышение уровня самооценки педагога;
• Развитие эмоционального восприятия;
• Развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии
Оборудование: мяч, музыка для упражнения «Молекулы», «Самолётики», «Горная вершина», предметы: скрепка, карандаш, зубная щётка и т. д., бумага А 4, ватман, цветные карандаши, анкеты обратной связи.
Ход проведения.
1. Вступление
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива в построение эффективного командного взаимодействия. Давайте по очереди скажем ваши ожидания от предстоящего тренинга. Давайте начнём «Сегодня на тренинги, я думаю, будет…»
Правила тренинга:
- Говорю за себя
- Внимательно слушать друг друга
- Не перебивать говорящего
- Уважать мнение друг друга
- Безоценочность суждений
- Активность
- Правило «стоп»
- Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы)
2. Упражнение «Перекинь мяч»
Материал: мяч
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких группах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерное до 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения: Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
3. Какие ситуации, когда стереотипной видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
3. Игра «Молекулы»
Члены группы – «атомы» - свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
4. Упражнение «Придумать рифму слову» (по кругу)
Галка- палка – скакалка – мочалка- каталка - кричалка – скалка – балка – свалка – жалка –салка
Дом- ром- облом- космодром- ком – сом- лом – доктор мом – гном – залом - том
5. Упражнение «Применение предметов»
Материал: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка… и т. д.
Процедура: Передавая предмет по кругу каждый должен находить новое применение этого предмета. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
2. Как можно применять ваш предмет?
3. О чем заставило задуматься это упражнение?
6. Игра «Самолетик»
Все участники делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.
Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнять сообща задания.
7. Игра «Миллион»
Участники делаться по парам. И встают рядом, две руки в центре сцеплены и кулак. Даётся минута. Задача каждого набрать как можно больше денег. Миллион даётся за один удар по бедру, кто больше наберёт удар тот выиграл.
Вывод: Как каждый повел себя в этой ситуации, кто то хотел забрать всё себе, а кто то договорился и били каждый по очереди.
8. Упражнение «Построение фигур»
Участники становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий называет фигуру в которую должны построиться (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Через какое то время участники должны понять, что построение фигур необходимо начинать с углов. Скорость построения, разговоры и споры являются показателями сплоченности.
Цель упражнения: выявление лидерских качеств в группе и сплочённость коллектива.
9. Упражнение «Счёт до 10…»
Вам сейчас всем необходимо по очереди посчитать до 10ти. Но при этом каждый может назвать только одну цифру, в том случае если два человека одновременно назовут одно и тоже число то игра начинается с начала. Упражнение считается выполненным, когда вы все по очереди сможете посчитать до 10 без единой запинки.
- Какие сложности возникли при выполнение этого упражнение?
- Какое решение вам помогло быстро справится с этим заданием?
10. Упражнение «Несуществующее животное»
Материал: Ватман, цветные карандаши.
Ход упражнения:
Группа садиться на стулья. Ваша задача нарисовать одно несуществующее животное на всю группы. Каждый может нарисовать только одну деталь этого животного. Каждый участник по очереди подходит к ватману и рисует свою деталь, свой вклад в животное, затем обсуждение.
Обсуждение:
• Как называется это животное?
• Какое оно? (5 характеристик)
• Что оно умеет и какую пользу принесет людям.
• Как вы думаете, почему у нас получилось именно это животное?
• Было ли сложно при выполнение упражнения?
11. Релаксация. Игра с песком.
(направлены на напряжение и расслабление мышц)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.
12. Медитация «Горная вершина»
Задача проводимой медитации-визуализации- помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению уверенности в себе.
- Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где- то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы…можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами…Мгновение- и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них…Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами…Далее внизу - игрушечные лощины, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки…Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней…
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и воздухом, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки (пауза)
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира…Поблагодарите его…
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительно путешествия…
13. Заключение
А теперь дорогие коллеги. Давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга. По кругу ответим на следующие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
Что вам больше всего понравилось?
Какие упражнения, по вашему мнению были направлены на сплочение коллектива?
Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
14. Анкета обратной связи.