Меньшикова Людмила Викторовна
Семья и семейные ценности для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека.
Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой, то он видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен, и внутренние ее силы позволят устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад.
Публикация «Семья и семейные ценности для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
В дошкольной педагогике семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Родительская семья становиться источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, прием следования образцу отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам подражания, идентификации. В результате происходит запечатления образов родителей, прародителей, братьев, сестер, усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимым взрослым, подражания их действиям, словам, чувствам, отождествления себя с близкими людьми.
Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества будущего семьянина. В связи с этим можно говорить о взаимозависимости «качеств» семьи (ее состава, ценностных ориентаций, характера детско-родительских отношений, психологического климата и т. д.) и ее возможностей в решении задач воспитания ребенка, как будущего семьянина. Очевидно, что в современных условиях нарушен традиционный естественный механизм подготовки детей к семейной жизни, силами самой семьи. Она нуждается в помощи специалистов, в том числе и педагогов, психологов ДОУ, которые накопили соответствующий опыт.
Социологи называют несколько типов семейного воспитания :
- детоцентризм семьи выражается в чрезмерном обожании своего чада, особенно когда один ребенок. Из такого дитя чаще вырастает эгоист, не приспособленный к практической жизни человек;
- профессионализм – родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища. В будущем из такого ребенка может вырасти холодный молодой человек, чуждый ласк к родителям, старшим;
- прагматизм – все воспитание направлено на формирование таких качеств, как умение жить и видеть, прежде всего, материальную выгоду. Объективные условия, сложившиеся в современной России, пропагандируемые духовные ценности, способствуют воспитанию прагматичного типа личности.
Формирование у дошкольника полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада имеет позитивное значение для всех участников воспитательного процесса:
- для ребенка: определяет его эмоциональное самочувствие в семье, восприятие детско-родительских отношений; развивает рефлексию, позитивное отношение к членам семьи; содействует становлению качеств будущего семьянина;
- для родителей: появляется интерес и внимание к внутреннему миру ребенка, осознанное понимание внутрисемейных отношений; стимулирует потребность в самовоспитании и самообразовании;
Семья и дошкольное учреждение – это социальные институты, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Детский сад имеет возможность обогащать, уточнять, обобщать, корректировать представления детей о семье, семейном укладе, формировать ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывать деятельность детей, в которой найдут выражение чувства малышей к родителям, другим членам семьи; косвенно воздействовать на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Поэтому возможности детского сада в большей степени реализуются в формировании ядерного уровня детского «образа семьи», т. е. содержательных категориях образа, их ценностной основы, что определяет осознанность детского образа о семье.
Видео: https://www.youtube.com/embed/VXOWUYQvK2A