МААМ-картинки

Сенсорная комната в ДОУ

Татьяна Петровна Иванова
Сенсорная комната в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Согласно ее пониманию воспитания, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром.

Публикация «Сенсорная комната в ДОУ» размещена в разделах

Первоначально концепция сенсорной комнаты начала складываться под влиянием специализированной методики расположения человека одновременно с внедрением светозвуковых эффектов. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия родилась в Голландии в начале 1970-х гг. и предназначалась в основном для детей с нарушенными способностями к обучению, сенсорные комнаты использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. Одновременно значительно расширился диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами - в Европе, США и Канаде.

В России первая сенсорная комната появилась только в 1992 году. В 2004 году в стране прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.

Создание сенсорной комнаты в детском саду обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его познавательного развития.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая различного рода стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы.

Функции сенсорной комнаты :

- улучшение эмоционального состояния;

- снижение тревожности и агрессивности;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;

- формирование адекватной самооценки;

- создание чувства безопасности, защищенности;

- преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;

- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности. Все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей разных возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации, а также для тех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психо-эмоционального равновесия.

Противопоказаниями в работе являются: глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания, аллергия, соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога).

В сенсорной комнате представлено разнообразное оборудование: сухой бассейн с шарами, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками, сенсорные дорожки и тактильные панели, сухой душ, фибероптическое панно «Звездное небо», пуфы-груши, песочница со световым эффектом, зеркальный шар, световой проектор и многое другое.

Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно- развивающей работе способствует сохранению и укреплению психофизического и эмоционального здоровья воспитанников.

Возможности отдельного оборудования сенсорной комнаты

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм:

- снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;

- регуляция мышечного напряжения;

- развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;

- коррекция уровня тревожности, агрессивности;

- нормализация деятельности центральной нервной системы;

- улучшение деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорнодвигательного аппарата.

Воздушно-пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Учеными доказано, что существует две вещи, которые не надоедают человеку: наблюдать за огнем и движением воды – это успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение.

Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.

Песочница с подсветкой – рисование песком – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, это релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию.

Фибероптическая тактильная панель – ее действие направлено на активизацию внимания, развитие интереса и образно-логического мышления, тактильного и зрительного восприятия, творческого воображения, создание положительного эмоционального фона, снятие стресса и агрессивноэмоциональных состояний.

Сухой душ – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие.

Сенсорные тропы – развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.

Для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, разминки пальчиков, кистей рук, нейтрализации агрессивно-эмоциональных состояний незаменимо использование тактильных панелей и развивающих изделий.

Литература:

1) ООО «МисэН» Фантастический мир «Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате».

2) Е. В. Ольшанская «Занятия с дошкольниками».

3) С. М. Мартынов «Здоровье ребенка в ваших руках». — М. : Просвещение, 1991.

4) Г. Б. Монина, Н. В. Раннала. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб. : Речь, 2009.

5) Сенсорная комната : Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб. : Альма, 2007.

Публикации по теме:

Кукольная комната своими рукамиКукольная комната своими руками Совместными усилиями воспитателей и родителей на конкурсе в ДОУ мы заняли призовое место. В начале создания кукольной комнаты папа Вани.

Фотоотчет «Кубанская комната»Фотоотчет «Кубанская комната» Фотоотчет: «Кубанская комната».Для любого ребенка Родина - в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется.

Групповая комната встречает год обезьянкиГрупповая комната встречает год обезьянки 2016-й год обезьянки встречаем скромненько с малышами 2-2,5 лет. В оформлении группы решили использовать украшения прошлого года и внести.

Комната безопасности в детском садуКомната безопасности в детском саду У нас в детском саду создана комната безопасности для изучения детьми правил дорожного движения, где имеется детская литература, настольные.

Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников»Консультация «Сенсорная комната в ДОУ и её значение для здоровья и развития дошкольников» Сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, светится, завораживает детское сознание и воображение, помогает.

Краеведческая комната в детском садуКраеведческая комната в детском саду Недавно у нас в детском саду была организована краеведческая комната. Цель создания: привлечение дошкольников к изучению прошлого и настоящего,.

Мастер класс «Комната в конфетной коробке»Мастер класс «Комната в конфетной коробке» Зима-волшебное время!Когда за окном мороз и метель, можно мастерить подарки и новогодние сюрпризы:например, превратить коробку из-под.

Наша «Волшебная комната»Наша «Волшебная комната» В канун Нового года, 29 декабря 2014 года, в нашем детском саду было открытие «Лего-комнаты» или «Волшебной комнаты», как её назвали дети.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Сенсорная комната в работе детского психологаСенсорная комната в работе детского психолога Сенсорная комната — что это? Сенсорную комнату можно определить как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорная комната в ДОУ
Опубликовано: 1 февраля 2023 в 08:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорная комната в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова (УИ 676205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД