МААМ-картинки

Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста (4 фото)

Венера Кошелева
Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Кошелева Венера Расимовна

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п).

Публикация «Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста» размещена в разделах

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни.

Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждениях.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе как на организованных занятиях воспитателей и педагогов, так и в самостоятельной игровой, поисково-исследовательской деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);

• Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;

• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

• Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Анализируя программу раннего возраста и младшей группы размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, я постаралась создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, особенно уделила внимание на развитие сенсорных способностей.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детям. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Своими руками изготовила специальные панно, с помощью которых дети учатся управляться с разнообразными застёжками, липучками, пуговицами, одновременно упражняясь в различении и названии цветов спектра, геометрических фигур, величины предметов.

В своей работе я использую следующие дидактические игры:

ЦВЕТ: «От какого дерева листок»; «Цветной паровозик»; «Найди будку для щенка»; «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Собери грибы»; «Найди яблочко»; «Волшебная мозаика»; «Красивый забор»; «Посади цветок»; «Волшебные краски» и т. д.

ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Цветные фигуры»; «Волшебные палочки» и т. д.

РАЗМЕР: «Матрёшки»; «Шары»; «Разложи фигуры по размеру»; «Большой и маленький грибок»; «Собери листочки»; «Собери фигуру» и т. д.

Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие дидактические игры созданные своими руками: «Бантики с прищепкой»; «Волшебные палочки»; «Пуговичное панно»; «Шнуровки»; «Спрячь мышку» и т. д.

В играх с песком, водой, снегом дети знакомятся со свойствами этих материалов (песок сыпется, из мокрого можно лепить, для работы с водой дети используют различные виды посуды: стаканы, ложки, тарелки различной глубины, пипетки, пробирки).

Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы размещены разные на ощупь игрушки (волшебный мешочек с сюрпризом; сенсорный домик, мячи разного размера, цвета и качества, кегли.)

Для развития слуха: использую игрушки издающие различные звуки. Для развития музыкального слуха играем на музыкальных инструментах, использую «шумовые коробочки» созданные своими руками, используем музыкально-дидактические игры:

«Найди колокольчик»; «Динь - дон»; «Угадай на чем играю» и т. д.

Использую диски со звуками природы: (воды, грозы, шелест листьев, шум ветра, дождя).

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли секунды сигнал передаётся из обонятельного центра в определённый отдел мозга, который управляет эмоциями. Таким образом, можно направленно воздействовать на настроение ребё нка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т. п. Игры: «Мой любимый запах»; «Узнай запах»; и т. д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха; шёлка; шерсти, бархатной бумаги, и дт).

Игры: «Найди на ощупь»; «Опиши предмет» и т. д.

Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интригует его, мобилизует внимание, развивает интерес, мышление ребенка.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью была проведена работа с родителями.

Консультации для родителей:

«Мастер-класс «Су-Джок"

«Воспитание сенсорной культуры ребёнка»;

«Пальцы помогают говорить»;

«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

В заключении следует отметить, что в результате сенсорного воспитания, дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Становится очевидным, что создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Используя данную технологию обучения в конце учебного года, дети младшей группы показали не плохой результат: стали лучше осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечены игрой и не замечают, что они включены в процесс обучения.

Список используемой литературы

1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. :Просвещение,1988.

2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. :Просвещение,1978.

3. Абдуллаева Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат. - М. ,1975.

4. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н. Н. Поддьякова и В. Н. Аванесовой. - М. :Новое время, 1981.

5. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М. :Просвящение 1963.

6. Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/pedoput08.htm

Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста
Фото №1 Воспитание детей Фото №2 Материалы для педагогов воспитание детей дошкольного возраста Автор Кошелева Венера Расимовна Основой умственного воспитания является Фото №3 Сенсорное развитие и воспитание
Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста
Опубликовано: 13 марта 2023 в 07:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей раннего и младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Венера Кошелева (УИ 157034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД