Получи документы

Сенсорное воспитание как средство развития детей

Валентина Смольянова
Сенсорное воспитание как средство развития детей

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Сенсорное воспитание как средство развития детей» размещена в разделах

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития, и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. В основу раннего возраста положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания предполагающего формирования у детей широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

В первые годы жизни (до 3-х лет) ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего в предмете они выделяют какое – либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для простейших предметных действий.

В этот период еще нет необходимости вырабатывать у детей представления о каких либо отдельных разновидностях формы или цвета. Пока же достаточно, чтобы дети запомнили названия самих свойств: «форма», «цвет». Несколько по-другому обстоит дело с величиной предметов. Здесь нет такого рода разновидностей, как в области формы и цвета.

Величина – свойство относительное, она познается ребенком только в сравнение с другой величиной (больше, меньше, такой же). Эти представления и нужно вырабатывать. Очень важно, чтобы ребенок подбирал предметы, научился использовать любой из них в качестве образца.

Дети легче овладевают выбором по форме (при условии простых форм, с большим трудом – по величине. Наибольшие трудности представляют для них выбор по цвету. На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий (складыванием простейших построек из кубиков, выкладываем мозаику и т. п.). Но на первых порах, решая даже самую простую задачу, ребенок не учитывает свойств предметов. Так, если взрослый покажет ребенку, как построить красный кубик на желтый, малыш подражает действиям воспитателя, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства (различение имеет место уже в первые месяцы жизни, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки – важная задача сенсорного воспитания на втором – третьем году жизни.

Свойства (цвет, форма, величина) должны выступать как постоянные признаки предметов, по которым предметы узнаются и которые важны для выполнения разнообразных действий.

Таким образом можно выделять основные задачи в сенсорном воспитании младшего возраста : на 2-3г жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Готовность ребенка к школьному обучения в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Поэтому очень важно развивать сенсорное развитие с младшего возраста.

Публикации по теме:

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста воспитателя МДОУ п. Вишневый Салищевой Светланы Михайловны. Общие сведения о воспитателе. Окончила Магнитогорский государственный университет.

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание как средство развития детей
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 15:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД