МААМ-картинки

Сенсорное восприятие

Аурика Ковалык
Сенсорное восприятие
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное восприятие

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. В раннем детстве малыш особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы малыша на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой невосполнимы. Наиболее яркими для чувственного опыта малыша являются такие признаки предметов окружающего мира, как цвет, форма, величина. Ребенок второго года жизни будет прекрасно различать цветовые оттенки, формы, величины, если его с рождения окружают предметы разной формы, величины, находящиеся на различном расстоянии друг от друга в пространстве. В противном случае, если малыш находится в однообразной обстановке, сенсорные системы, направленные на восприятие окружающего, не только не развиваются, но могут постепенно атрофироваться за ненадобностью. В более старшем возрасте развитие восприятия идет медленнее, труднее и становится качественно иным.

Публикация «Сенсорное восприятие» размещена в разделах

Итак, всему свое время. На втором году жизни малыша внимание взрослых может быть направлено на то, чтобы научить ребенка использовать сенсорные способности при выполнении различных действий с предметами. У малыша формируются комплексные системы восприятия предметов в процессе действий с ними на основе различных сенсорных актов. Так, малыш узнает по форме, величине ложку и чашку, большую, маленькую. И в этом узнавании значим чувственный опыт, связанный с этим предметом. Среди ряда предметов ребенок узнает именно свою чашку, а не парадные чашки из сервиза в серванте, которые он никогда не держал в руках. Именно ложкой он ест, а из чашки пьет, поэтому он их запоминает не только зрительным, но и осязательным путем. Короче говоря, при знакомстве с ложкой запоминается и форма, и величина, и цвет, и вес, и ее пространственное расположение.

Обратите внимание, как малыш учитывает все эти свойства предметов. А мышечные усилия! Ведь ложку надо не только взять, но и удержать в руке, на весу, зачерпнуть в нее пищу, держа ровно, донести до рта. Все это только на первый взгляд легко и просто для малыша. А ведь на самом деле все эти умения - целый университет для ребенка.

Как видим, комплекс сенсорных систем включается тогда, когда малыш сам пьет из чашки, берет свою обувь, надевает на голову шапку, одевается или раздевается. Вот почему очень важно давать ребенку возможность самому действовать с разнообразными предметами, обогащая его чувственный опыт.

И в этих умениях сенсорный, чувственный опыт играет первую скрипку. Ведь малышу надо зрительно определить то место, где надо поднять ногу для перешагивания, рассчитать силу прыжка. Именно комплекс сенсорных систем, задействованный в движениях малыша, дает ему бесценный опыт. Вполне возможно, что в быту постепенно, шаг за шагом, ребенок стихийно разовьет свои сенсорные способности. Но, к сожалению, зачастую дело обстоит по-другому. Если малышу не дают в руки предметы для манипулирования, то в школе он, как правило, затрудняется в учебе, особенно в письме, черчении и т. п.

Итак, как же лучше организовать формирование сенсорных навыков?

Малыш различает довольно много цветовых тонов и оттенков, разнообразную форму, определяет величину предметов.

Исследователи раннего детства считают, что лучше всего малыша знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, а также белым и черным. Все остальные две тысячи цветовых тонов и оттенков являются производными от спектральной основы. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький». Большие трудности испытывает малыш, когда взрослые требуют от него названия цвета, формы, величины. Не обольщайтесь, если малыш правильно назвал какой-либо признак предмета, он просто подражает вам, но может совершенно не соотносить слова-названия и конкретный цвет или форму предметов.

Итак, подождите со словами, лучше присмотритесь, как малыш учитывает форму, цвет, величину предметов в своих практических действиях. Всем детям данного возраста доступны действия на группировку или сортировку одинаковых предметов, отличающихся только одним каким-либо признаком: или цветом, или формой, или величиной. С этой целью в домашних условиях можно использовать кубики, шарики или кольца от пирамидок. Подберите 5 больших и 5 маленьких колец одинакового цвета и формы и покажите их полуторагодовалому ребенку. Малыш сразу же схватит скорее всего большое кольцо. Скажите ему: «Ой, какое красивое кольцо! Дай его мне». Положите кольцо на свою ладонь так, чтобы малыш хорошо его видел, спросите: «Где еще такое? Посмотри, покажи, где оно, дай его мне».

Если ребенок схватывает первое попавшееся кольцо, верните его на место и предложите посмотреть на кольцо, которое уже лежит у вас на ладони.

Почему именно по пять колец той или иной величины? Это объясняется особенностью восприятия маленького ребенка. Оно довольно-таки поверхностное, и первый порыв направляется не на рассматривание и сравнение величины или других признаков, а на схватывание. Схватив первое кольцо, он обследует его осязательным путем, чувствует фактуру, величину, толщину - все вместе взятое, может потащить в рот. Однако вы предлагает малышу отдать его вам, он схватывает другое, скорее всего такое же. Второй идентичный предмет можно в рот не тащить, невкусно, и по предложению взрослого ребенок рассматривает его внимательно, переводит взгляд на кольцо, которое уже отдал. Вот здесь-то восприятие и начинает идти вглубь. Вот здесь-то только и возникает потребность сравнивать два одинаковых предмета. Апогея сравнение достигает у малыша только при третьей попытке подобрать идентичный предмет, при четвертой -остается на том же уровне.

Если нет достаточного количества предметов для сравнения, сопоставления или если слишком много разнообразных игрушек, то не исключено, что ребенок останется на первой стадии поверхностного восприятия, на уровне хватания, бросания и т д

Итак, малыш, довольно легко сортирует по величине кольца одинакового цвета, размера. А вот теперь ему таким лее образом предложите рассортировать круглые и квадратные, круглые и овальные, прямоугольные и треугольные предметы одинакового цвета и величины. Можно использовать кубики и кирпичики, кубики и треугольные призмы из строительных наборов для детей. Малыш с радостью будет ими манипулировать, сортировать их, отбирая вначале предметы понравившейся формы.

Ребенку вполне доступна сортировка предметов, отличающихся друг от друга только по форме, причем малыш успешно справляется с сортировкой предметов пяти форм, но при этом он легко выбирает только из двух разновидностей форм Это могут быть сочетания круглой и квадратной, квадратной и прямоугольной, овальной и треугольной формы.

Аналогичные игры-занятия можно предложить ребенку и с кольцами разного цвета от пирамидки. Перемешайте произвольно пять белых и пять красных колец, покажите их малышу, посмотрите, кольцо какого цвета он схватит. Возьмите его себе, похвалив ребенка, и предложите посмотреть, где еще такое же, показать его вам. Так поочередно малыш отберет все кольца одного цвета.

Очень хорошо, если вам удастся подобрать по пять предметов шести цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, а также белого и черного. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые, не считая его самостоятельным тоном, часто относят к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зеленым и синим. Малыш, как

правило, успешно группирует, сортирует предметы как резко различны: красного и зеленого, желтого и фиолетового, так и близких: красного и оранжевого, оранжевого и желтого цветовых тонов.

Итак, знакомство детей второго года жизни с пятью формами, восемью цветовыми тонами, основными разновидностями величины - ключ к дальнейшей систематизации разнообразного сенсорного опыта.

Помимо заданий на группировку, сортировку однородных предметов, можно научить ребенка и соотносить разнообразные предметы либо по величине, либо по форме, либо по цвету. Можно подобрать к кубикам разного цвета кусочки бумаги или ткани соответствующих цветовых тонов. Бесконечную радость вызывает у вашего малыша яркий цвет предметов и действия с ними, в данном случае с кольцами. Их можно взять в руки, потрогать, повертеть, ощутить их гладкую поверхность.

Особенную ценность для сенсорного развития малыша представляют как игрушки, так и дидактические, обучающие пособия, которые могут сделать родители сами. Подберите картонную, а еще лучше фанерную коробку с несколькими съемными крышками (по типу пенала, только других пропорций и размеров). Вырежьте в одной из крышек по 4—5 отверстий круглой и квадратной формы. На другой крышке -- круглой и овальной, на следующей -- прямоугольной и треугольной формы. К каждому отверстию необходим вкладыш соответствующей величины или формы. В качестве вкладышей можно использовать склеенный в несколько слоев картон, но лучше деревянные детали такой толщины, чтобы они возвышались на один сантиметр над поверхностью крышки.

Размер крышки - - 17,5X35 см, а вкладыши не менее трех сантиметров. Именно этот размер оптимальный для руки ребенка. Более мелкие предметы малыш может проглотить, затолкать в ухо, «ели родители отвлекутся и недосмотрят. Если даете более мелкие предметы, то тогда уж, пожалуйста, не отвлекайтесь, следите за малышом во избежание неприятностей.

Малышу объясняют, что коробка — это домик с разными окошками и их можно закрыть. Поначалу ребенок будет ошибаться в подборе вкладышей и их размещении в отверстиях соответствующей формы, но очень скоро у вас на глазах он поумнеет и будет без предварительных примериваний закрывать правильно окошки в домике.

С помощью предлагаемого дидактического материала у детей вырабатываются приемы зрительного сравнения, сопоставления формы предметов, рука накапливает опыт захвата, удерживания предметов разной формы и их размещения в соответствующих отверстиях.

В процессе специальных игр-занятий малыш приобретает опыт управления своей рукой, который не всегда удается приобрести в быту в течение длительного периода

времени. В процессе разнообразных действий с предметами у ребенка накапливаются представления о форме, величине предметов, их пространственном расположении. Ребенок ставит кубики один на другой ровно, аккуратно. Получается высокая башня. Он накапливает сенсорный опыт, на чувственной основе постигая, что башню лучше делать из предметов одинаковой формы и величины, так как удобнее подгонять края, углы кубиков.

Богатый сенсорный опыт ребенок получает и действуя с различными кубиками, прямоугольными брусками, кирпичиками из строительных наборов. Малыш строит из них дорожку, подгоняет при этом узкий край кирпичика вплотную один к другому. Как видим, он вполне справляется с этой задачей: отбирает кубики для башни, кирпичики для дорожки, треугольные призмы для крыши домиков. Самые простые домики, которые строит ваш малыш, состоят из кубика и треугольной призмы в качестве крыши.

Не досаждайте ребенку многословностью. Пусть он внимательно смотрит, манипулирует, экспериментирует. Быстро и легко малыш усваивает «опредмеченные» названия. Так, брусок - - это кирпичик, треугольная призма - - крыша, овал - - огурчик, яичко, а круг — это и мячик, и шарик, и колесо и т. п.

Не требуйте от малыша обязательного запоминания названий цвета, формы. Гораздо важнее, чтобы он научился учитывать признаки предметов в практической деятельности, сортировал предметы по цвету или по форме, величине, сравнивал их, сопоставляя, накладывая и прикладывая в играх-занятиях.

Большую радость вы можете доставить малышу, если предложите отобрать красные яблоки в миску, а зеленые сложить в корзинку, попросите выбрать несколько больших картофелин. Не забудьте, что названия цвета, формы малышу трудны, а вот конкретный образец и слово «такой» помогают организовать действия ребенка.

В период раннего детства малыш наиболее чувствителен к сенсорным воздействиям. Именно в это время формируется чувство цвета, формы, соотношения величин и т. п.

Публикации по теме:

Работа с природным материаломРабота с природным материалом На занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья я часто использую природный материал для создания разнообразных поделок. В мягкой.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сенсорное восприятие
Опубликовано: 14 октября 2011 в 16:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное восприятие» (включая файлы) размещена пользователем Аурика Ковалык (УИ 788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД