Приложение МААМ

Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)

Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №5.

Цель:

ознакомление с корнем, его функциями и изменениями;

• знакомство с моделями видоизменения корней – стержневым, мочковатым, корнеплодом;

• обучение умению определять связь видоизменений корня растения с выполняемой функцией;

• развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.

Материал.

Демонстрационный: природный материал (корни травы, одуванчика, свеклы) и картинки с изображением видоизменений корня; большая и маленькая карточки с условным изображением воды, таблица строения растения, жук.

Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)» размещена в разделах

Раздаточный: карточки-модели с условными обозначениями видоизменений корня (стержневой, мочковатый, корнеплод, лист бумаги, фломастеры.

Предварительная работа: труд в природе – изготовление гербария с видоизменениями корня, дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», наблюдение в уголке природы за выращиванием корня в воде.

Ход занятия.

1. Загадываю детям загадку о персонаже, который собирается к нам в гости:

- У этих жуков красные платьица

В черный горох;

На растениях они обитают

И вредных тлей уничтожают. -

Дети узнают, что это – жук Точечкин. Он появляется, и вместе с детьми, используя таблицу, вспоминает, из каких частей состоит растение.

2. Точечкин говорит детям, что сегодня он расскажет им об очень важной части растения – корне. Задает вопрос: «Как вы думаете, для чего растению нужен корень?» Выслушивает ответы, обобщает: «Правильно, главная работа корня – всасывать воду и минеральные вещества из почвы, а еще удерживать растение в почве (демонстрируется изображение мощных корней дерева). Далее жук Точечкин рассказывает:

• Если воды мало или она глубоко под землей (показывается маленькая модель с условным изображением воды, корни у растения длинные, могут опускаться на многие метры, похожи на стержень. Показывается корень одуванчика; отмечается, что такие же корни у верблюжьей колючки, осоки (демонстрируются картинки).

• Если воды достаточно (используется большая модель с условным изображением воды, корни располагаются у поверхности воды и похожи на мочалку. Поэтому корень называется мочковатый. Такие корни имеют сосна, тысячелистник, пырей, трава. Точечкин демонстрирует иллюстрации и корни травы.

• Когда растению нужно пережить неблагоприятные времена (зиму, засуху, корни умеют запасать питательные вещества и называются корнеплодами. К ним относятся знакомые вам овощи: морковь, свекла, петрушка (показываются).

3. Воспитатель предлагает детям зарисовать изображение трех разновидностей корня.

стержневой мочковатый корнеплод

4. Игра «Подбери корень для растения»

Дети делятся на 3 группы, получают по одной карточке-модели с условным изображением корня и подбирают к нему соответствующие картинки.

Занятие №6.

Цель:

• знакомство со стеблем, его функциями и видоизменениями;

знакомство с моделями видоизменений стебля: обычный (прямостоячий, цепляющийся, утолщенный (накапливающий воду);

• обучение умению определять связь видоизменения стебля с выполняемыми функциями;

• развитие логического мышления.

Материал.

Демонстрационный: природный материал (разновидности комнатных растений с различными видоизменениями стебля) или картинки (дерево, усы гороха, кактус, таблица строения растения, жук Точечкин.

Раздаточный: карточки с условными изображениями видоизменений стебля, листы бумаги, фломастеры.

Предварительная работа: наблюдение в уголке природы за растениями с различными видоизменениями стебля (бегония, лианы, кактус, рассматривание иллюстраций в альбоме «Многообразие растений», проведение опыта в лаборатории «Росток» (передвижение по стеблю органических веществ, рассматривание годовых колец на спиле ствола дерева.

Ход занятия.

1. Появляется игровой персонаж Точечкин с таблицей строения растения, закрепляет название частей растения и говорит, что расскажет сегодня о значении различных видов стеблей. Вместе с детьми рассматривает различные виды растений (бегония, лиана, кактус). Обращает внимание на разновидности стеблей. Далее говорит о том, что главное назначение стебля – проведение воды и питательных веществ к листьям и цветкам, и демонстрирует результаты опыта, который дети проводили накануне в лаборатории «Росток» (веточки бальзамина были поставлены в две банки с чистой и подкрашенной водой). При рассматривании дети видят, что веточка, которая стояла в подкрашенной воде, изменила свой цвет, что наглядно доказывает главную функцию стебля – передвижение веществ по стеблю к листьям.

2. Далее жук Точечкин знакомит детей, используя иллюстрации и живые растения, с видоизменениями стеблей и объясняет, что:

• Если воды достаточно, то стебель прямой, с узкими трубочками внутри, по ним вверх к листьям поднимается вода. Используются картинки с изображением березы, сосны, осоки. Этот стебель называется – обычный, прямостоячий.

• Если воды мало, стебель научился ее накапливать, такой стебель у кактуса, у дерева баобаба (демонстрируются картинки). Стебель называется утолщенный, накапливающий воду.

• Если растению мало места и света – у него цепляющиеся, лазающие стебли. Это лианы, вьюнки, горох. Стебель называется цепляющийся.

3. Детям предлагается нарисовать различные видоизменения стеблей, выбираются наиболее интересные и зарисовываются на карточках-моделях.

4. Проводится игра: «Какой стебель у растения». Дети делятся на три команды и выбирают картинки с изображением растений в соответствии с предложенными им условными обозначениями стеблей.

Занятие №7.

Цель:

ознакомление со строением, с функциями и видоизменениями листа;

• знакомство с моделями видоизменений листа (лист-пластинка, лист-иголка, лист-колючка)

• обучение умению определять связь видоизменений листа с выполняемыми функциями;

• закрепление навыков обследовательских действий.

Материал:

Демонстрационный: природный –гербарий с различными видами листьев (листья березы, дуба, рябины; ветки ели, сосны; кактус; водоросли) таблица схемы строения растения и жук Точечкин, комнатные растения: бальзамин, бегония, кактус.

Раздаточный: карточки с условным обозначением видоизменения листа, бумага, фломастеры.

Ход занятия.

1. Игровой персонаж Почемучка приносит иллюстрацию с изображением процесса изготовления растением пищи в листьях (см. книгу «Почемучка» стр. 182) и напоминает детям о значении растений на Земле, привлекает к беседе детей (производство еды, кислорода и т. д.). Обращает внимание детей на то, что эту важную функцию выполняют листья (сами готовят пищу). Отмечает, что без листьев невозможно было бы существование всего живого на Земле. Предлагает рассмотреть водоросли в аквариуме и поясняет, что водоросли дают кислорода больше, чем все растения.

2. Далее жук Точечкин знакомит детей еще с одной важной функцией листа – испарением воды и демонстрирует опыты на тему: «куда девается вода, после поливки растения». Дети обсуждают полученный результат и приходят к выводу, что растения испаряют воду с помощью листьев.

3. Далее воспитатель знакомит детей с видоизменениями листьев, демонстрируя гербарий, и отмечает что:

• в нашем климатическом поясе большинство лиственных деревьев имеют обыкновенные листья, которые называются «пластинка» и опадают осенью, чтобы растение не замерзло зимой, а сосна и ель имеют листья-иголки, почти не испаряющие воду, поэтому и не замерзают зимой;

• если растение живет в жарком и влажном климате, то листья у него крупные, испаряют много воды и охлаждают растения. Имеют такие крупные листья-пластинки - кувшинки, пальмы, фикус.

• если растение живет в жарком и сухом климате, то листья превращаются в колючки, экономящие воду (кактусы).

4. Дети прорисовывают условные обозначения видоизменений листьев и подбирают картинки соответствующих растений.

лист-пластинка лист-пластинка лист-иголка лист-колючка

крупный обычный

5. Игра с жуком Точечкиным «Угадай, какие части растения я загадал» (жук говорит о важной функции корня стебля, листа – дети называют часть и показывают на таблице).

Занятие №8 (контрольное).

Цель:

• выявление знаний детей о различных изменениях корня, стебля, листа;

• обучение умению определять связь строения растения с факторами внешней среды;

• закрепление умения пользоваться моделями с условными обозначениями разновидностей корня, стебля, листа;

• обучение умению рассуждать, делать выводы.

Материал.

Демонстрационный: набор карточек-моделей потребностей растений в свете, тепле, влаге, почве (факторы внешней среды, характерных для пустыни (много тепла, много света, мало воды, бедная почва); кактус, кукла Буратино.

Раздаточный: карточки-модели всех видов изменений корней, стеблей, листьев; фломастеры, бумага.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в группе и деревьев на улице с целью определения разновидностей стеблей и листьев, рисование на тему «комнатные растения», рассматривание альбомов «Разнообразие растительного мира», логические игры с моделями «Подбери нужный для растения корень, стебель, лист».

Ход занятия.

1. На занятии появляется новый игровой персонаж Буратино, который интересуется, чем собираются заниматься дети. Дети приглашают поучаствовать Буратино в занятии. Воспитатель вместе с детьми раскладывает карточки с условными обозначениями факторов внешней среды, и они рассказывают Буратино о необходимости этих условий для жизни растений, используя модели.

2. Далее детям предлагается конверт с набором моделей потребностей растения в факторах внешней среды, характерных для пустыни. Детям дается задание «собрать растение», которое может жить в таких условиях. Буратино предлагает свои услуги, но выполняет задание неправильно. Дети исправляют его ошибки.

3. Дети делятся на три команды: одна команда ищет корень растения, другая – стебель, третья – листья. Затем они складывают из карточек модель получившегося растения, у которого: длинный стержневой корень; толстый, накапливающий воду стебель; лист – колючка, и приходят к выводу, что это кактус. Рассматривают растение кактус и придумывают про него загадку: «Вот я толстый и пузатый, весь колючий, полосатый». Буратино благодарит детей за интересное занятие, говорит, что многому научился у них.

Задание: Решение:

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционных занятий Месяц Тема Цели Наименование форм работы, упражнений Сентябрь Знакомство - развитие внимания, памяти, мелкой моторики - игра на внимание.

Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста).Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста). Занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Корень - часть растения" с применением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 12:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 322694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД