Приложение МААМ

Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 3)

Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №9.

Цель:

ознакомление со строением функции и видоизменением цветка;

• обучение умению определять связь видоизменений цветка с выполняемыми функциями;

• знакомство с моделями видоизменения цветка (опыляемый насекомыми, опыляемый ветром);

• упражнение детей в применении знаний в играх с моделями на классификацию растений.

Материал.

Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 3)» размещена в разделах

Демонстрационный: живые цветущие растения, картинки с изображением различных цветов (роза, нарцисс, клевер, пион, колосья, сережки березы, цветущая сосна и ель); картинки с изображением пчелы и бабочки, сидящих на цветах; схема строения растения и цветка; книга «Почемучка», жук Точечкин.

Раздаточный: карточки с условным изображением цветов, опыляющихся насекомыми и ветром; бумага, фломастеры.

Предварительная работа: изготовление альбома «Цветы», дидактические упражнения из раздела «Логика» на классификацию растений (садовые, лесные, луговые, комнатные); изготовление дидактических игр (см. в приложении, сбор коллекции открыток, коллекций комнатных растений одного вида; чтение произведений «Цветы предсказывают погоду», «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Солнце с белыми лучами» Ю. Яковлева, глава из книги «Почемучка» (стр. 189-190).

Ход занятия.

1. Появляется Почемучка с энциклопедией и говорит о том, что его прислал помочь детям узнать новое и интересное о цветах его давний друг жук Точечкин. Обращает внимание на таблицу и предлагает детям назвать части растения и их видоизменения, используя модели. После выполнения задания, благодарит детей и загадывает загадку:

- Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. –

Дети отвечают, что это цветы. Почемучка говорит, что сегодня дети узнают все о цветах, спрашивает, какие они знают цветы. Дети называют известные им цветы, обращая внимание на их разнообразие, яркую окраску, приятный запах (рассматривают иллюстрации). Далее воспитатель обращает внимание детей на схему строения цветка, знакомятся с ней.

2. Почемучка задает вопрос: «Как вы думаете, для чего нужно цветы?» Обобщает ответы детей и предлагает прочитать главу из энциклопедии «Почемучка», которая называется «Почему цветы красивые и душистые?». Дети узнают, что цветы приятно пахнут для того, чтобы привлечь насекомых, опыляющих цветы; что цветы выделяют нектар и пыльцу, которые являются пищей для многих насекомых (демонстрируется картинка). Например: пчелы перерабатывают нектар в мед. Насекомые переносят на своих лапках пыльцу с цветка на цветок и опыляют их. Если опыление произойдет, то через некоторое время, на месте цветка появляется плод, в котором созревают семена. Если опыление не произойдет, не будет плодов, следовательно, растение не будет размножаться на следующий год.

3. Далее жук Точечкин показывает иллюстрации цветущих весной деревьев и трав. Рассказывает, что травы и деревья тоже цветут, но у их цветов бледная окраска, нет запаха и нектара, зато они имеют много пыльцы и распускаются тогда, когда почти нет других цветов и листьев, которые могли бы помешать переносу пыльцы, потому что опыляются они ветром. К ним же относятся и злаки (колосья ржи, пшеницы).

Таким образом, существует два способа опыления растений: насекомыми и ветром.

4. Воспитатель предлагает детям зарисовать условные обозначения цветов, опыляемых насекомыми и ветром.

ветром насекомыми

5. Дидактическая игра «Подбери картинки к моделям цветов по способу опыления.

Занятие №10.

Цель:

ознакомление со строением, функциями и видоизменениями плода;

• знакомство с моделями видоизменений плода (сочные и сухие);

• формирование представлений о значении плодов в жизни человека и животных;

• развитие полисенсорной сферы.

Материал.

Демонстрационный: плоды фруктовых деревьев в корзине или картинки с изображением плодов (яблоко, груша, виноград, вишня; ягоды клубники, малины, крыжовника; сережки березы, ивы; колосья зерновых, подсолнечник, шишки сосны и ели).

Раздаточный: листы бумаги, фломастеры, карточки с уловными обозначениями видоизменений плода.

Предварительная работа: чтение произведения К. Ушинского «История одной яблоньки», экологической сказки «Зеленый друг»; привлечение детей к сбору коллекций плодов и семян, фруктов, цветов, овощей; игры на классификацию «Что где растет?», «Четвертый лишний», работа с альбомом алгоритмов роста растений (рассматривание и зарисовывание, проведение опытов в лаборатории «Росток» на темы: «Растения – забавы», «Что я выращу?»; работа с морфологической таблицей «Плодовое дерево» (ТРИЗ).

Ход занятия.

1. На занятии появляется Почемучка с корзинкой овощей и фруктов и предлагает поиграть в игру «Узнай по вкусу». Спрашивает, понравился ли ребятам вкус его угощения? Отмечает, что все плоды разные на вкус, и подводит детей к беседе о пользе плодов для жизни человека и животных. Задает вопросы: для чего нужны плоды?; полезны ли они для людей и животных? Выслушивает ответы детей и обобщает : в жизни человека плоды и семена имеют очень большое значение. Они служат пищей для человека и животных. В них находится огромный запас питательных веществ и витаминов, необходимых для жизни всего живого.

Человек выращивает различные овощные и фруктовые растения, а также зерновые и ягодные культуры (демонстрируются картинки, также человек использует плоды и семена растений для приготовления лекарств (приводятся примеры, иллюстрации) и косметики. Для того чтобы изготовить ткани, человек выращивает хлопчатник и лен.

В тропических странах выращивают растения тоже ради сбора съедобных плодов: мандарины, апельсины, гранаты, грецкие орехи, кофейные деревья (кофе, какао, шоколад, бананы, кокосы, манго. Таким образом, растения, дающие плоды и семена необходимы для жизни человека и животных.

2. Далее Почемучка предлагает назвать любимые плоды и спрашивает, каким образом их можно разделить на две группы? (Отличаются по форме и окраске). Если дети затрудняются, он использует картинки и напоминает о вкусе плодов, подводя детей к классификации (плоды бывают сочные и сухие).

Сочные плоды имеют сочную мякоть, приятны на вкус. Внутри плода находятся семена (одно или много). Предлагает детям назвать примеры и отложить картинки сочных плодов. Выясняют, что к ним относятся ягоды и плоды фруктовых деревьев.

Далее демонстрируются плоды или иллюстрации сухих плодов. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. К ним относятся: подсолнечник, все зерновые, бобовые, орехи, желуди, мак.

3. Почемучка предлагает детям взять фломастеры и бумагу и зарисовать условные обозначения сочных и сухих плодов.

сочные сухие

4. Дети делятся на две команды, и проводится игра «Подбери картинку правильно и загадай загадку о плоде». Дети подбирают к моделям картинки с изображением реальных плодов (сочных и сухих, загадывают загадки о них. Почемучка хвалит детей за активность и задает вопросы: «Зачем растению нужен плод? Какая самая главная задача плода?» (Распространять семена как можно дальше, чтобы растения могли жить на больших территориях, то есть размножаться). Обобщая ответы, говорит о том, что в следующий раз жук Точечкин расскажет детям о способах распространения семян.

Занятие №11.

Цель:

• обучение умению определять связь видоизменения плода с выполняемыми функциями;

• знакомство с моделями приспособления видоизменений плода к условиям внешней среды (способами распространения семян) : 1 – съедаются животными;

2 – разносятся ветром;

3 – разбрасываются сами.

• упражнение детей в применении знаний в играх с моделями (составление алгоритма);

• развитие умения рассуждать, делать выводы.

Материал.

Демонстрационный: картинки с изображением плодов или семян различных растений (см. занятие №10 и дополнительно – стручок недотроги, бешеный огурец, репейник); таблица с изображением способов распространения семян.

Раздаточный: листы бумаги и т. д. (см. занятие №10).

Предварительная работа: сбор коллекций плодов и семян хвойных и лиственных деревьев, экзотических плодов и семян работа над классификацией; проведение опытов по выращиванию растений из семян (см. п/п) опыт с бобами.

Ход занятия.

1. На занятие приходит жук Точечкин и приносит маленькую корзиночку с семенами, загадывает детям загадку о семенах:

- Малышей кладут в постельку,

Пусть поспят еще недельку,

А потом они проснутся,

Чтобы к солнцу потянуться –

Если дети не догадываются, показывает иллюстрации: «Сегодня, ребята, мы поговорим о семенах и том, как они распространяются. Как вы думаете, для чего растению нужны семена?»(Чтобы выросло новое растение). Жук Точечкин рассказывает детям о том, что все семена содержат питательные вещества. Они необходимы семечку, чтобы прорасти, то есть, чтобы вырастить новый корешок, росток и листок (демонстрируется опыт с проращиванием бобов).

2. Далее Точечкин спрашивает у детей, где находятся семена (в плодах) и рассказывает о том, что плоды и семена нередко могут оказаться далеко от растений, на которых они созрели. Это объясняется тем, что плоды и семена имеют специальные приспособления для распространения (демонстрируются таблица). Одни распространяются ветром (семена тополя, плоды одуванчика, «самолетики» клена и ясеня, «перекати-поле», семена лиственных деревьев). Точечкин показывает иллюстрации. Другие – животными, птицами, человеком (череда, лопух). Их плоды имеют семечки с шипами, которые прикрепляются к животному или человеку и таким образом переносятся.

Семена растений с сочными плодами (ягоды) распространяют животные и птицы. Они поедают плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают семена съеденных плодов. Иногда плоды и семена некоторых растений вместе с грузами попадают в трюмы кораблей, самолеты, автомобили. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, таким образом завозят растения из одной страны в другую (картофель, помидор, подорожник).

В некоторых случаях плоды и семена распространяются с помощью воды (водные и наземные растения, живущие около воды – ольха, кокосовая пальма). Демонстрируются коллекции и иллюстрации.

У многих растений можно наблюдать разбрасывание семян. В жаркие летние дни можно увидеть, как разбрасывают созревшие семена акация, бобы, фасоль, горох (показываю картинки).

Есть два интересных растения, которые называются «недотрога» и «бешеный огурец». При созревании бешеного огурца в плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов, кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Если прикоснуться к стручку недотроги, то он мгновенно, с легким треском, сворачивается, а семена вылетают.

3. Предлагаю детям зарисовать условные обозначения распространения семян ветром,животными,разбрасывание

4. Игра «Подбери картинку» – дети подбирают к моделям картинки с изображением реальных растений по способам распространения семян.

5. Предложить детям составить алгоритм «от семени к растению» и зарисовать (на примере гороха или бобов).

Публикации по теме:

«Цветущая ветка». Открытка для мам к 8 марта. Объемная аппликация«Цветущая ветка». Открытка для мам к 8 марта. Объемная аппликация Открытку готовили дети подготовительной группы. Детям были приготовлены заготовки -квадраты розового цвета (лепестки цветка, квадраты зеленого.

Экологические игры, наблюдения и опыты Наблюдения 1-й квартал За неживой природой осенью. За сезонными изменениями в природе. За насекомыми. За растениями на участке детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 3)
Опубликовано: 9 марта 2015 в 12:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 3)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кудряшова (УИ 322694) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД