Папки-передвижки

Школа-лекторий для педагогов. Экологический проект «Письма животным»

Ольга Владимировна Сердюкова
Школа-лекторий для педагогов. Экологический проект «Письма животным»
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологический проект "Письма животным",как одна из форм знакомства дошкольников с миром животных».

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Материал:

Презентация, картинки с изображением животных на каждого педагога, ручки, листы бумаги.

Ход заседания:

Добрый день уважаемые коллеги!

Публикация «Школа-лекторий для педагогов, Экологический проект „Письма животным“» размещена в разделах

Давайте попробуем ответить на вопросы: Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развить любовь к природе и стремление защитить её?

Реализовать комплексно педагогические принципы взаимодействия ребенка и окружающего мира нам помогает метод проектов. Слово проект происходит от латинского projectus — брошенный вперёд— замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения. при которой учащиеся приобретают знания, умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических знаний-проектов».

Сегодня мы с Вами поговорим на нашем заседании о необычном проекте «Напиши письмо животным».

Вопрос. «Что такое экологический проект?»

Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желанием детей, содержанием образовательных программ. Любой проект должен вписываться в образовательное пространство ДОУ. Специфика метода проектов заключается в том. Что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его опыт.

Этапы проекта:

Проект включает в себя 3 основных этапа:

1. – подготовительный.

2. – основной.

3. – обобщающий.

Задачи проекта.

В образовательном плане работа по проекту позволяет педагогу дать ребенку достаточно большой объем информации по экологии, географии, биологии. При этом сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность, что в дальнейшем поможет им оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей. Выполняемые детьми задания носят обучающий и контролирующий характер, а сам прием является многофункциональным и может быть использован при изучении многих тем.

Классификация писем по целям использования.

(Работа с педагогами).

Ведущий называет экологический компонент содержания, а педагоги должны высказать какая группа модельных животных может войти в этот компонент (заполняется таблица на мультимедийной доске).

Экологический проект помогает раскрыть ряд предметов экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля. Его можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим и комплексным программам и программам экологического направления для дошкольников.

Занятия по данной методике несут и большую воспитательную нагрузку. Выполнение заданий способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, отношения к животным как к равным, помогает избавиться от стереотипного взгляда на человека как царя природы.

1. Вопрос «Особенности работы по проекту».

В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях в детском саду, помогают ребятам самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Однако при этом знания всегда остаются лишь своеобразным средством, а не целью экологического образования.

Проект «Письма животным» помогает развивать фантазию ребенка, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс. Известно, что дети лучше воспринимают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы. У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать.

В основе проекта «Письма животным» лежит игровой прием – написание писем животным. «Ответы животного» составляются воспитателем с учетом педагогических задач.

Возможны 2 варианта организации работы:

а. Индивидуальный – каждый ребенок сам выбирает любимое животное и пишет ему письмо (подготовительная группа)

б. Коллективный – дошкольники старшей (подготовительной) группы делятся на команды, представляющие определенные группы животных. Работая по данному варианту дети могут составить коллективное письмо или индивидуальные послания.

Работа в рамках экологического проекта строится на основе интегративного подхода.

Участниками проекта могут быть дошкольники младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от возрастных особенностей. К выполнению проекта привлекают родителей.

Экологические проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от программы, тематики занятий, поставленных задач. Проект может длиться как один месяц, так и целый год, а может «переходить» вместе с детьми из группы в группу.

В качестве животных друзей дети обычно выбирают крупных млекопитающих, меньшей популярностью пользуются птицы, еще реже выбирают рыб, улиток, червей, лягушек, насекомых. А ведь они могут помочь педагогам и родителям показать ребенку существующие в природе взаимосвязи.

2. Вопрос «Содержание проекта: что и как делать».

Подготовительный этап.

Обсудить какой проект можно реализовать, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор. Установить сроки выполнения проекта (каждая группа). Определить методику и объем работы с учетом возрастных особенностей детей. Вспомнить какие животные наиболее часто интересуют детей.

Сотрудничество с родителями. Перед началом работы по проекту расскажите родителям (например на собрании) о целях, задачах проекта, постарайтесь убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.

Подготовка материалов и оборудования. (см. слайд)

Основной этап.

На этом этапе дети составляют письма животным, рисуют, читают о них рассказы, рассматривают географические карты, атласы.

Чтобы письмо попало к животному на конверте необходимо написать адрес:«страна» (географическая зона)«квартира» (место обитания, «имя» и «фамилия» (вид и семейство).

Например:(см. слайд)

Как составить анкету животного.

Объясните детям, что анкета составляется для того, чтобы животные «убедились»: ребята о них кое-что знают. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя.

Анкета включает ряд пунктов (см. слайд). Заполнение анкеты помогает проверить и закрепить знания о животных.

Педагоги самостоятельно, с опорой на образец, заполняют анкеты тех животных, которые им достались на карточках.

Как составить текст письма. Письмо должно быть небольшим по объему, однако необходимо придерживаться правил. Ребенок приглашает животное к себе в гости, либо объясняет, что не может этого сделать, указав причины отказа.

Прежде чем пригласить любимца домой дети должны подумать и определить, смогут ли они создать у себя дома условия, к которым животное привыкло в природе, если нет, то следует написать вежливый отказ с объяснением. Можно уточнить, что в городе нет подходящей пищи, холодно (жарко) и т. д. В приглашении обязательно указывать, где животное будет жить, как и чем питаться.

Как составить ответы от животных. Следует отметить, что получение писем от животных способствует повышению интереса детей, усиливает образовательное и воспитательное значение.

При составление ответов необходимо придерживаться следующих положений (см. слайд):

1. В письме должна содержаться информация дополняющая детские тексты.

2. Письмо – ответ составляется на основе научных данных.

3. Письмо пишется в литературной, научно-художественной форме.

4. Животное «обращает внимание» на ошибки ребенка.

5. Письмо должно быть составлено таким образом, чтобы ребенок почувствовал, что не только он писал животному как равному, но и животное ему – как собрату по природе.

Большую радость у детей вызывают подарки от животных: вложенные в конверт семена, фотографии, листья растений. В конце письма животное вместо подписи может поставить свою печать-отпечаток лапы, пера.

Варианты написания писем (темы и Модельные Животные (см. слайд):

Тема «Сезонные явления»

МЖ: Перелетные птицы. Зимующие птицы. Животные впадающие в спячку. Звери, активные круглый год. Животные, запасающие корм на зиму. Животные, меняющие на зиму окраску.

Тема: «Охрана животных».

МЖ: Редкие виды Красной книги России. Животные международной Красной книги. Вымершие виды. Охраняемые животные нашего региона.

Тема «Природные сообщества».

МЖ:Лесные. Луговые. Водные.

Тема «Разнообразие животных».

Рассматриваются звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, черви, насекомые, раки (ракообразные, пауки.

Тема «Изучение групп питания животных».

МЖ: Всеядные. Хищники. Насекомоядные. Растительноядные.

Тема: «Изучение животных в городе».

МЖ: любые животные которые встречаются в городе.

Тема «Изучение природы своего края» - модельные животные выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от особенностей местной фауны.

Тема «Изучение природных зон».

МЖ: Тундра. Тайга. Широколиственные леса. Степь. Пустыня.

Тема «Кто в доме живет».

МЖ: Живущие в условиях отсутствия и недостатка света. Живущие в условиях холода. Живущие в условиях водоема. Живущие в условиях жаркого климата.

Заключительный этап.

Обсуждение писем и ответов.

Читать и обсуждать письма-ответы можно в любое время. Обсуждение, чтение писем детей и ответов животных дает педагогу донести информацию по теме до всех детей.

На заключительном этапе работы по проекту можно провести разнообразные игры. Главное, чтобы они были связаны с животными, которые были выбраны для переписки, и способствовали актуализации знаний, формировали у ребят бережное отношение к окружающему миру.

Коллеги, мы с вами познакомились с тем, как можно сделать экологическое образование детей эффективным и интересным для детей и взрослых. Данный проект, с которым мы познакомились на нашем заседании не догма, а руководство к действию. Надеюсь, материалы нашего заседания помогут вам не только овладеть новыми формами и методами работы, но и разбудят ваше творчество и фантазию, дополнят и расширят области предлагаемого материала.

Публикации по теме:

Проект «Животные на берегах Енисея» Проект «Животные на берегах Енисея» Задачи: - Дать представление о диких животных Красноярского края. - Выяснить места обитания видов,.

Программа «Радуга» для 1 младшей группы. Обзорная презентация .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школа-лекторий для педагогов. Экологический проект «Письма животным»
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 14:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школа-лекторий для педагогов. Экологический проект «Письма животным»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Сердюкова (УИ 96466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД