Ольга Владимировна Сердюкова
Школа-лекторий для педагогов. Экологический проект «Письма животным»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологический проект "Письма животным",как одна из форм знакомства дошкольников с миром животных».
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Материал:
Презентация, картинки с изображением животных на каждого педагога, ручки, листы бумаги.
Ход заседания:
Добрый день уважаемые коллеги!
Публикация «Школа-лекторий для педагогов, Экологический проект „Письма животным“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Давайте попробуем ответить на вопросы: Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них? Как развить любовь к природе и стремление защитить её?
Реализовать комплексно педагогические принципы взаимодействия ребенка и окружающего мира нам помогает метод проектов. Слово проект происходит от латинского projectus — брошенный вперёд— замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования.
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения. при которой учащиеся приобретают знания, умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических знаний-проектов».
Сегодня мы с Вами поговорим на нашем заседании о необычном проекте «Напиши письмо животным».
Вопрос. «Что такое экологический проект?»
Прежде всего, он предполагает решение в процессе исследования тех или иных задач. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками выполнения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями и желанием детей, содержанием образовательных программ. Любой проект должен вписываться в образовательное пространство ДОУ. Специфика метода проектов заключается в том. Что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его опыт.
Этапы проекта:
Проект включает в себя 3 основных этапа:
1. – подготовительный.
2. – основной.
3. – обобщающий.
Задачи проекта.
В образовательном плане работа по проекту позволяет педагогу дать ребенку достаточно большой объем информации по экологии, географии, биологии. При этом сами термины не употребляются, дети должны лишь понять их сущность, что в дальнейшем поможет им оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей. Выполняемые детьми задания носят обучающий и контролирующий характер, а сам прием является многофункциональным и может быть использован при изучении многих тем.
Классификация писем по целям использования.
(Работа с педагогами).
Ведущий называет экологический компонент содержания, а педагоги должны высказать какая группа модельных животных может войти в этот компонент (заполняется таблица на мультимедийной доске).
Экологический проект помогает раскрыть ряд предметов экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля. Его можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим и комплексным программам и программам экологического направления для дошкольников.
Занятия по данной методике несут и большую воспитательную нагрузку. Выполнение заданий способствует воспитанию у детей бережного отношения к природе, отношения к животным как к равным, помогает избавиться от стереотипного взгляда на человека как царя природы.
1. Вопрос «Особенности работы по проекту».
В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Знания, полученные детьми на занятиях в детском саду, помогают ребятам самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Однако при этом знания всегда остаются лишь своеобразным средством, а не целью экологического образования.
Проект «Письма животным» помогает развивать фантазию ребенка, превращает обучение в привлекательный, интересный и творческий процесс. Известно, что дети лучше воспринимают эмоционально окрашенный материал, когда за понятиями стоят определенные образы. У многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В младшем возрасте дети легко воспринимают объекты природы на равных, наделяют их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать.
В основе проекта «Письма животным» лежит игровой прием – написание писем животным. «Ответы животного» составляются воспитателем с учетом педагогических задач.
Возможны 2 варианта организации работы:
а. Индивидуальный – каждый ребенок сам выбирает любимое животное и пишет ему письмо (подготовительная группа)
б. Коллективный – дошкольники старшей (подготовительной) группы делятся на команды, представляющие определенные группы животных. Работая по данному варианту дети могут составить коллективное письмо или индивидуальные послания.
Работа в рамках экологического проекта строится на основе интегративного подхода.
Участниками проекта могут быть дошкольники младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Формы, методы и объем работы педагог определяет в зависимости от возрастных особенностей. К выполнению проекта привлекают родителей.
Экологические проекты бывают краткосрочными и долгосрочными. Их продолжительность определяется коллективом учреждения или самим педагогом в зависимости от программы, тематики занятий, поставленных задач. Проект может длиться как один месяц, так и целый год, а может «переходить» вместе с детьми из группы в группу.
В качестве животных друзей дети обычно выбирают крупных млекопитающих, меньшей популярностью пользуются птицы, еще реже выбирают рыб, улиток, червей, лягушек, насекомых. А ведь они могут помочь педагогам и родителям показать ребенку существующие в природе взаимосвязи.
2. Вопрос «Содержание проекта: что и как делать».
Подготовительный этап.
Обсудить какой проект можно реализовать, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор. Установить сроки выполнения проекта (каждая группа). Определить методику и объем работы с учетом возрастных особенностей детей. Вспомнить какие животные наиболее часто интересуют детей.
Сотрудничество с родителями. Перед началом работы по проекту расскажите родителям (например на собрании) о целях, задачах проекта, постарайтесь убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей.
Подготовка материалов и оборудования. (см. слайд)
Основной этап.
На этом этапе дети составляют письма животным, рисуют, читают о них рассказы, рассматривают географические карты, атласы.
Чтобы письмо попало к животному на конверте необходимо написать адрес:«страна» (географическая зона)«квартира» (место обитания, «имя» и «фамилия» (вид и семейство).
Например:(см. слайд)
Как составить анкету животного.
Объясните детям, что анкета составляется для того, чтобы животные «убедились»: ребята о них кое-что знают. К тому же она поможет почтальону быстрее найти получателя.
Анкета включает ряд пунктов (см. слайд). Заполнение анкеты помогает проверить и закрепить знания о животных.
Педагоги самостоятельно, с опорой на образец, заполняют анкеты тех животных, которые им достались на карточках.
Как составить текст письма. Письмо должно быть небольшим по объему, однако необходимо придерживаться правил. Ребенок приглашает животное к себе в гости, либо объясняет, что не может этого сделать, указав причины отказа.
Прежде чем пригласить любимца домой дети должны подумать и определить, смогут ли они создать у себя дома условия, к которым животное привыкло в природе, если нет, то следует написать вежливый отказ с объяснением. Можно уточнить, что в городе нет подходящей пищи, холодно (жарко) и т. д. В приглашении обязательно указывать, где животное будет жить, как и чем питаться.
Как составить ответы от животных. Следует отметить, что получение писем от животных способствует повышению интереса детей, усиливает образовательное и воспитательное значение.
При составление ответов необходимо придерживаться следующих положений (см. слайд):
1. В письме должна содержаться информация дополняющая детские тексты.
2. Письмо – ответ составляется на основе научных данных.
3. Письмо пишется в литературной, научно-художественной форме.
4. Животное «обращает внимание» на ошибки ребенка.
5. Письмо должно быть составлено таким образом, чтобы ребенок почувствовал, что не только он писал животному как равному, но и животное ему – как собрату по природе.
Большую радость у детей вызывают подарки от животных: вложенные в конверт семена, фотографии, листья растений. В конце письма животное вместо подписи может поставить свою печать-отпечаток лапы, пера.
Варианты написания писем (темы и Модельные Животные (см. слайд):
Тема «Сезонные явления»
МЖ: Перелетные птицы. Зимующие птицы. Животные впадающие в спячку. Звери, активные круглый год. Животные, запасающие корм на зиму. Животные, меняющие на зиму окраску.
Тема: «Охрана животных».
МЖ: Редкие виды Красной книги России. Животные международной Красной книги. Вымершие виды. Охраняемые животные нашего региона.
Тема «Природные сообщества».
МЖ:Лесные. Луговые. Водные.
Тема «Разнообразие животных».
Рассматриваются звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, моллюски, черви, насекомые, раки (ракообразные, пауки.
Тема «Изучение групп питания животных».
МЖ: Всеядные. Хищники. Насекомоядные. Растительноядные.
Тема: «Изучение животных в городе».
МЖ: любые животные которые встречаются в городе.
Тема «Изучение природы своего края» - модельные животные выбираются педагогом самостоятельно в зависимости от особенностей местной фауны.
Тема «Изучение природных зон».
МЖ: Тундра. Тайга. Широколиственные леса. Степь. Пустыня.
Тема «Кто в доме живет».
МЖ: Живущие в условиях отсутствия и недостатка света. Живущие в условиях холода. Живущие в условиях водоема. Живущие в условиях жаркого климата.
Заключительный этап.
Обсуждение писем и ответов.
Читать и обсуждать письма-ответы можно в любое время. Обсуждение, чтение писем детей и ответов животных дает педагогу донести информацию по теме до всех детей.
На заключительном этапе работы по проекту можно провести разнообразные игры. Главное, чтобы они были связаны с животными, которые были выбраны для переписки, и способствовали актуализации знаний, формировали у ребят бережное отношение к окружающему миру.
Коллеги, мы с вами познакомились с тем, как можно сделать экологическое образование детей эффективным и интересным для детей и взрослых. Данный проект, с которым мы познакомились на нашем заседании не догма, а руководство к действию. Надеюсь, материалы нашего заседания помогут вам не только овладеть новыми формами и методами работы, но и разбудят ваше творчество и фантазию, дополнят и расширят области предлагаемого материала.