Получи документы

Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога

Светлана Стефанова
Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога

Цель : повышение профессионального мастерства и компетентности педагогов – психологов ДОУ по освоение основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО.

Задачи:

• Помочь молодым специалистам в определение основных задач психологического сопровождения по областям развития дошкольников.

• Развивать творческий, инициативный подход к работе по сопровождению внедрения ФГОС ДО.

Публикация «Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога» размещена в разделах

Общие сведения о практическом занятии. Работа в подгруппах по формулированию основных задач психологической службы по сопровождению областей развития ребенка.

Планируемый результат: осознание участниками сферы компетентности педагога-психолога при освоении детьми образовательных областей; использование приобретенных и актуализированных знаний при работе над рабочей программой педагога- психолога ДОУ.

Оборудование. Раздаточный материал для подгруппой работы, интерактивная доска.

педагога-психолога

Ход занятия.

Все участники должны быть распределены на подгруппы. Деление на 5 подгрупп проводится с помощью вытягивания каждым участником пазлы и складывания из них рисунков в образовавшихся группах.

Предварительная работа.

Ведущий напоминает, что ФГОС ДО предполагает, что общеобразовательные программы должны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Планирование работы педагога – психолога должно исходить из новых стандартов.

Мозговой штурм.

Ведущий напоминает цели для основных направлений развития ребенка, и помогает сформулировать сферу компетентности педагога-психолога.

1. Область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;. , безопасного поведения в быту, социуме, природе» (из ФГОС ДО)

Сфера компетентности педагога – психолога : развитие ребенка в игре, в процессе общения, познания мира, себя и других развитие коммуникативных способностей.

2 Область «Познавательное развитие»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира., об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (из ФГОС ДО)

Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие ребёнка через познание многообразия свойств и качеств окружающих предметов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

3. Область «Речевое развитие»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (из ФГОС ДО)

Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие речи и коммуникативных способностей детей

4. Область «Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» (из ФГОС ДО)

Сфера компетентности педагога – психолога : Развитие детского художественного творчества через использование методов арт-терапии, приобщение к музыкальному искусству через использование разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).

5 Область «Физическое развитие»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (из ФГОС ДО)

Сфера компетентности педагога – психолога : Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Далее проводится подгрупповая работа.

Инструкция : «Каждой из подгрупп в течение 10 минут предлагается сформилировать основные задачи для сопровождения педагогом-психологом одной из образовательный областей. Листы с названиями областей и выдержками из ФГОС ДО раздаются подгруппам в случайном порядке»

Предполагаемые ответы:

«Социально- коммуникативное развитие»

• Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

• Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

• Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Формировать у детей представления о себе как об активном члене коллектива: через участие в коллективной деятельности.

• Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

• Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать взрослого, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

«Познавательное развитие»

• Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.

• Формирование познавательных действий, становление сознания.

• Развитие воображения и творческой активности.

• Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

• Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения.

• Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.

• Развитие умение ориентироваться в окружающем пространстве

«Речевое развитие»

• Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.

• Сохранение, укрепление и охрана психологического здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

• Обеспечение гармоничного физического развития.

• Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

• Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

• Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных

«Художественно-эстетическое развитие»

• Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.

• Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже, установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

• Формировать интерес к конструктивной деятельности.

• Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки.

• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.

• Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

«Физическое развитие»

• Содействовать гармоничному психо-физическому развитию детей.

• Формировать потребность в психологической комфортности, при выполнении физических упражнений

• Развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

Каждая из подгрупп рассказывает о результатах своей работы, их записи крепятся к доске, при необходимости вносятся поправки и добавления.

Задается дополнительный вопрос: «Перечислить направления работ педагога-психолога, в которых могут реализовываться поставленные задачи.

Притча "ПЯТЬ ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ"

Рефлексия.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОУ»Федеральные государственные образовательные.

Циклограмма реализации образовательных областей в процессе детской деятельности 7.30-8.00 Прием детей, игры, общение, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями. («Социализация, развитие общения, нравственное.

Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Художественный труд» в НОД (из опыта работы, старший возраст) Старший дошкольный возраст- это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Ребёнок в этом возрасте.

Конспект итогового занятия с интеграцией образовательных областей во второй младшей группе «Игрушки» Конспект итоговой Организованной образовательной деятельности Во второй младшей группе Интеграция образовательных областей. «Игрушки».

Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе «Космос»Конспект интегрированной НОД с использованием ИКТ в подготовительной группе «Космос» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое,.

Конспект НОД с учётом принципа интеграции образовательных областей «Светофор» Цель:Образовательная-закрепить представления о назначении Светофора, о его сигналах, о цвете. Формировать знания о том, что улицу переходят.

Презентация образовательных областей по ФГОС в старшей группе Предварительная работа: пополнение физкультурного центра разнообразным инвентарем (скакалки, обручи, разного размера мячи и т. д., взаимосвязь.

Реализация ФГОС в ДОО. Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей Реализация ФГОС в образовательных организациях СЗУ: Эффективность педагогической практики в интеграции образовательных областей на основе.

Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики Роль педагога-психолога ДОУ в организации сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики. Идеи психолого - педагогического.

Эссе педагога-психолога «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отражение психологического сопровождения образовательных областей в рабочей программе педагога-психолога
Опубликовано: 28 октября 2015 в 06:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД