Получи документы

Шумовые музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Степанова Надежда
Шумовые музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Шумовые музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

(из опыта работы)

Степанова Надежда Трофимовна,

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Аленушка» МР «Верхневилюйский улус» Республики Саха (Якутия)

Публикация «Шумовые музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Когда начали работать в совместном республиканском проекте «Музыка для всех» мы начали искать новые интересные идеи для воплощения планов работы ДОУ по музыкальному образованию наших детей в группе. Самыми доступными и увлекательными для детей оказались музыкальные шумовые инструменты– всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник. Поэтому считая,В статье описывается работа по вовлечению дошкольника в создание детских музыкальных инструментов, которая оказалась увлекательным процессом для детей, но и взрослых. решили обновить и пополнить музыкальные центры активности новыми самодельными музыкальными шумовыми инструментами, таким образом, создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки

Вместе с детьми начали делать музыкальные шумовые инструменты дети, сперва изготовили маракасы. Для этого мы работники принесли маленькие пластиковые бутылочки, вместе с детьми насыпали в них крупу, закрыли крышечкой, дети удивились различному звучанию инструментов, украсили красочно. Сделав своими руками звучащий инструмент, детис гордостью показали свои работы родителям. Вдохновленные родители активно включились в работу по изготовлению музыкальных инструментов. И музыкальный центр активности обогатился и дети начали активно играть с самодельными музыкальными инструментами. Дети стали понимать через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Более того, коллектив нашей группы «Ымыычаан» инициировал выставку – конкурс шумовых музыкальных инструментов внутри ДОУ.

Для того, чтобы эксперимент со звуками у детей был по настоящему увлекательным и обучающим в целях формирования знаний о свойствах и качестве звуков, умений сопровождать музыкальные и художественные произведения для передачи образа, использования полученных знаний в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности мы широко использовали музыкально – дидактические игры с применением музыкальных инструментов. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреплении материала. В процессе игры непринуждённо решаются разные задачи творческой направленности. Например:

Музыкально - дидактическая игра «Подснежник» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).

Музыкально - дидактическая игра «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).

Музыкально - дидактическая игра «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах).

Музыкальные игра на развитие у детей ритмического слуха. «Передай ритм». Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти. Ход игры: Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

Музыкальная игра «Слушай и повтори». Ход игры: Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

Музыкальная игра «Песня гриба». Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого ребенка в руках музыкальный инструмент. Текст песни:

Дождь идет… дождь идет,

Дождь грибной… дождь грибной.

Я расту… я расту

Под сосной… под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит… еж сидит

Под кустом … под кустом.

Музыкальная игра «По какому предмету стучу?» Цель: Учить различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух. Ход игры: На столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Музыкальная игра «Имена и ритмы». Цель: Развитие у детей чувства ритма. Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть, стараясь выполнять все, что будет предложено. Педагог: «Сколько слогов в имени Клим? (Сколько раз открывается рот, столько и слогов, правильно) Если слоги заменить хлопками, сколько хлопков придется на имя Клим? Конечно, один. А сколько слогов в имени Оля? Верно, два. Какой слог в имени Оля ударный, а какой безударный? (Для того, чтобы определить ударный, пропойте имя, сразу догадаетесь, потому что ударный слог всегда будет долее протяжным.) Разумеется, ударный слог в слове Оля – первый. Какой же хлопок должен быть сильнее, если первый слог ударный? Да, первый хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. «Давайте заменим хлопки в записи вот такими значками-черточками (показывает обозначение долгого и короткого звуков)». Педагог предлагает детям прохлопать и пропеть имя Оля, Наташа. Затем детям предлагается пропеть и прохлопать свое имя, найти графическое обозначение, подходящее к его имени.

Чаще всего музыкальные руководители используют шумовые инструменты как ритмическое дополнение к звучанию музыкальных произведений. Реже — для создания какого-либо образа. Мы добавили литературную часть — рассказ, сказку. Особенно удались якутские народные сказки «Старуха Таал – таал», «Сказка о том, как собака искала друга». Дети стали сочинять свои собственные сказки и рассказы с музыкальным сопровождением. Художественные произведения с шумовым оформлением дети запоминают быстро, разучивание становится весёлым и эффективным для развития слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у дошкольников. И главное формируется навыки сотрудничества и сотворчества.

Таким образом, игры со звуками для ребенка это не только увлекательное творческое исследование, но и возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки, опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

В ходе диагностики использовали методику по определению чувства ритма (музицирование). По итогам диагностики в сентябре 2017 года было выявлено: высокий – 50%, средний – 20%, низкий – 30%. Анализируя данные итоговой диагностики (апрель 2018г.) получили следующие результаты: высокий – 75%, средний – 25%, низкий – 0%. Из этого следует, повысился на 25% высокий уровень, средний на 5%, низкий уровень отсутствует.

Использованная литература:

Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников». - М. : Просвещение: Владос, 1994.

Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». - М. : Просвещение. 1981.

Кононова Н. Г. «Обучаем игре на детских музыкальных инструментах». - 1990.

И. Каплунова, И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм» развитие чувства ритма у детей : изд. «Композитор» СПб – 2005

Материалы по теме из интернет-ресурсов.

Девятова Т. Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М. ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

М. П. Малыгина «Сказки-шумелки»

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Детские музыкальные шумовые инструменты своими руками. Мастер-класс по изготовлению веерной трещоткиДетские музыкальные шумовые инструменты своими руками. Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки Мастер-класс по изготовлению веерной трещотки. Этот мастер-класс будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям и родителям воспитанников.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты»Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Музыкальные инструменты» для детей дошкольного возраста Музыкально -дидактическая игра "Музыкальные инструменты" Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шумовые музыкальные инструменты как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 января 2024 в 02:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД