Папки-передвижки

Симпатические невидимые чернила

Адикуль Турганбаева
Симпатические невидимые чернила

Аннотация

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. Огромное значение в развитии личностных качеств дошкольников имеет поисково-исследовательская деятельность, которая понимается нами как процесс поиска знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Симпатические невидимые чернила» размещена в разделах

Экспериментально-исследовательская деятельность должна стать нормой жизни ребенка, ее надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

МКОУ «Кош – Агачская СОШ имени В. И. Чаптынова» детский сад «Улыбка»

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе по теме:

«Симпатические (невидимые) чернила»

Воспитатель: Турганбаева А. А.

НОД: Познавательное

Тема: «Симпатические (невидимые) чернила»

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Познавательная:

• Дать элементарные знания из области экспериментирования;

• Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментальной деятельности;

• Расширять кругозор детей через поисково-исследовательскую деятельность.

2. Развивающая:

• Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;

• Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.

3. Воспитывающая:

• Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру родного края.

Оборудование:

Мультимедийная система;

Халаты на всех детей;

Бумага белая А4;

Банки для жидкости;

Вода;

Молоко;

Лимонный сок;

Палочки;

Утюг;

Ход занятия:

- Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?

(ответы детей)

- Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Я знакома с одним исследователем, который прислал мне электронное письмо и я предлагаю вам посмотреть его вместе.

Электронное письмо.

«Здравствуйте, дети. В руках у меня лист бумаги, на котором я нарисовал рисунок специальными чернилами, затем высушил. Сейчас я хорошо прогрею этот лист бумаги при помощи утюга. Ребята, я нанес этот рисунок необычными чернилами. Они называются симпатическими, это значит невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для того чтобы вы ответили на мой вопрос, я вам отправил мини-лабораторию. Удачи вам!»

- Про какие чернила рассказывал исследователь? Кто запомнил, как они называются? (симпатические). Это значит, какие? (невидимые)

- Ребята, на какой вопрос нас попросил ответить исследователь?

- А кто помнит, что сделал исследователь с листом бумаги? Какие действия он выполнял? Что сначала, что потом?

- Ребята исследователь нам прислал мини-лабораторию, давайте посмотрим что здесь, но сначала вспомним правила, которые нужно соблюдать при проведении экспериментов. (ответы детей)

- Ой, что это здесь? Какие-то пробирки, и ватные палочки, и чистые листы бумаги.

- Как вы думаете, для чего исследователь прислал нам все это? Что со всем этим делать? Для чего нужна бумага? А чем мы будем рисовать? А вот здесь есть палочки? А какая у нас сегодня задача?

(ответы детей)

- Я предлагаю вам найти себе пару.

Дидактическая игра «Найди себе пару»

- А теперь каждая пара берет по одной баночке, занимайте место за рабочим столом.

(дети садятся за столы)

- Вы взяли себе пробирки с жидкостями. Хотите узнать, что за жидкость находится у вас в пробирках? Как это можно сделать? Я хочу вас предупредить, жидкость не знакомая нам, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (дети узнают содержимое пробирок)

- Итак, ребятишки, мы превратимся сейчас в юных исследователей. У нас есть жидкость, палочки и бумага. Что мы будем делать с этими материалами? (ответы детей).

- Хорошо. Я предлагаю вам этими палочками нарисовать солнышко. Работаем аккуратно.

(самостоятельная работа детей)

- Что сделал исследователь, после того как он нанес рисунок? (ответы детей)

- Пока листочки сохнут, я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю вас поиграть.

(физкультминутка)

«У жирафа пятна»

- А теперь предлагаю вам узнать, чем писали люди в разные времена (просмотр слайдов)

1 слайд. Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. При помощи углей, соков разных растений, писали пальцами, а также острой костью или куском камня или же специальными стержнями-клинышками и заостренными деревянными палочками процарапывалось нужное изображение.

2 слайд. Также древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно - глину можно было использовать только один раз.

3 слайд. В болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус.

Это болотное растение, которое росло в Египте почти повсюду, считалось царским. Стебель папируса употребляли в пищу, из него изготавливали ткани. А немного позднее из папируса начали создавать материал для письма. Стебли разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки.

Писали на нём при помощи специальной трубочки с чернилами из соков разных растений.

При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.

4 – слайд. Кроме папируса древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных.

5 слайд. Древние люди- наши предки писали на бересте, т. е. на коре берёзы при помощи специальных палочек из бронзы, назывались такие палочки - ПИСАЛО.

6 слайд. Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, чернила, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.

Немного позднее было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра и даже золота.

7 слайд. И, наконец появилась шариковая ручка, которые сейчас пишут все. Чем еще мы можем писать в наше время?

Гимнастика для глаз

На столе часы стоят.

Целый день они стучат:

Тик – так, тик – так.

Не стучите громко так!

Региональный компонент:

Окрестности Кош – Агача, богаты с наскальными рисунками - содержащие сотни мифологических сюжетов. Наиболее распространенными сюжетами являются олени, козлы, процессия быков, верблюды, колесницы, борьба зверей, орлов и т. д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.

- А теперь проверим, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал исследователь, чтобы рисунок проявился?

(ответы детей)

- Давайте мы попробуем прогладить утюгом.

(нагреваем бумагу при помощи утюга)

- Смотрите внимательно, происходит что-нибудь? А как вы думаете, чем еще можно нагревать? Смотрите, и точно что-то появляется? А это чей листочек? (проглаживаются все листочки детей, последний - с водой)- Ребята, а здесь ничего не появилось. Это чей листочек? Чем ты писал? А вы чем писали? А ты чем писал? (ответы детей).

- Значит, как мы можем ответить на вопрос исследователя? Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?

(ответы детей)

- А из какой жидкости не получились невидимые чернила?

- Вы нам сегодня очень помогли в нашем эксперименте. Вы работали с водичкой, которая не проявилась после нагревания и мы теперь знаем, что невидимые чернила из воды не получатся. Спасибо вам.

- Вам понравилось быть сегодня юными исследователями?

- Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)

- Мне тоже было очень интересно! Но проводить такие опыты необходимо в обязательном присутствии взрослых, потому что мы использовали нагревательные приборы.

Исследователь, который нам прислал мини – лабораторию благодарить вас и попросил вручить вам «Диплом юного исследователя»

Автор публикации:
Симпатические невидимые чернила
Опубликовано: 12 марта 2020 в 18:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД