Елена Швецова
Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.
▼ Скачать + Заказать документы
Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Многие педагоги используют в своей работе дидактический синквейн как эффективное коррекционное средство при работе с детьми с ОНР.
Публикация «Синквейн как средство для развития речи, Часть 1,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.
Синквейн, как жанр поэзии, придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлекающаяся японскими стихами хоку еще в начале прошлого века. С 1990 года синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.
Какие правила сочинения синвейна?
Первая строка стиха
- тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Вторая строка –
два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».
Третья строка
– три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?
Четвертая строка -
целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.
Пятая строка
содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.
Как педагог дополнительного образования я использую увлекательную игру по сочинению синквейнов в сочетании с изобразительной деятельностью.
В сочинении синквейнов принимают участие и родители детей для повышения своей компетентности в вопросах речевого развития своего ребенка.
Дети средней и старшей групп сочиняют синквейны в устной форме, а дошкольники, владеющие послоговым чтением, записывают свои стихи сами на готовых бланках. Справа есть поле, где ребенок рисует тему своего синквейна.
Буду рада, если мой опыт пригодится кому-то в работе с детьми с нарушениями речи.
Спасибо всем, кто заглянул ко мне на страничку!