Папки-передвижки

Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду

Елена Романенко
Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду

Музыкальное воспитание является частью эстетического воспитания и не может рассматриваться отдельно. Ребенок в равной мере любит, и петь, и рисовать, и лепить, и слушать музыку. В то же время в практике дошкольного воспитания наблюдается разрыв между видами искусства, единый эстетический цикл разделен на отдельные «предметы», занятия: музыку, изобразительную деятельность, лепку, хореографию.

Публикация «Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Работы Л. С. Выготского, В. В. Зеньковского, Д. Б. Эльконина позволили предположить, что именно объединение видов искусства, их интеграция является мощным источником эстетического развития. Музыкальная деятельность должна включать движение ребенка, танец, песню, рисование, драматизацию. Объединение видов искусства, как нам кажется, не только усилит эффект эстетического восприятия, но и будет способствовать проявлению индивидуальных склонностей ребенка. Один дошкольник лучше выразит себя в песне, другой – в движении, третий – в пантомиме.

Одной из задач работы нашего детского сада является не только проведение интегрированных музыкальных занятий с привлечением различных специалистов (эстета, преподавателя по художественному труду, познавательному развитию, но и создание для детей таких условий, при которых наиболее эффективно проходило бы «слияние», интеграция в детском творчестве различных видов деятельности. В результате работы с детьми над сценическими образами мы выяснили что:

1. При высокой эмоциональности отзывчивости на музыку дети обладают небольшим «банком» выразительных художественных средств. Поэтому мы на своих занятиях с помощью беседы, иллюстраций, видеоматериала развиваем у детей умение подмечать характерные повадки, поведение зверей, птиц, и изображать их под музыку. Закрепляем умение согласовывать движения с характером музыки, формируем у детей собственное представление о повадках животных и птиц.

B качестве примера хочу привести несколько приемов предварительной работы над музыкальной сказкой «Заячий домик» по сюжету известной русской народной сказки.

Дети просматривают иллюстрации к сказке, ведется беседа, в которой выясняется образ, характер, внутренний мир персонажей. Прослушивается музыка, изображающая героев сказки, выясняются музыкальные средства (тембр, динамика, темп). Медведь: музыка тяжеловесная, медленная, в низком регистре. Сверчок: музыка в высоком регистре, в быстром темпе, используются интонации «скороговорки».

После беседы детям предлагается с помощью движений под музыку изобразить повадки каждого из героев сказки. Если при изображении персонажа дети проявляют затруднение, дается пример.

2. Дети не обладают яркой речевой интонационной выразительностью. Поэтому на занятиях мы стимулируем активность детей в поисках нужных интонаций, поддерживаем стремление детей выполнять задание по-своему, не подражая своим товарищам.

Приведу несколько примеров упражнений по развитию речевой интонационной выразительности.

- исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» сначала от имени Козы, а затем от имени Волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся и т. д.

- предложить детям задавать вопросы от лица трех медведей так, чтобы слушатели могли догадаться кто из медведей спрашивает.

- произнести с разной интонацией в голосе (удивленно, насмешливо, недоумевая) фразу «Пес Полкан попал в капкан»

- произнести фразы «Это моя бабушка», «Уколола кошка лапку» так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слога, менялась по смыслу и вся фраза.

3. У детей низкая пластическая выразительность изображения сценических образов. Для повышения уровня пластики детей мы стараемся развивать у них способность произвольного управления своими движениями, добиваемся убедительности, свободы и индивидуальности в выборе движений. В этом нам помогают следующие упражнения:

- изобразить прогулку семейства трех медведей так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному

- предложить детям от лица любого персонажа подкрадываться к спящему зайцу, медведю, волку.

- предложить пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по выбору детей.

4. Необходимо совершенствовать у детей основные средства выразительности сценического образа – мимику и жесты (пантомиму). Примерный комплекс заданий (выполняется у зеркала)

- нахмуриться, как: король, ребенок у которого отняли игрушку;

- улыбнуться, как: кот на солнце, мать младенцу, собака своему хозяину;

- сесть, как: пчела на цветке, наказанный Буратино, обиженная собака;

5. Дети не имеют четкого представления о различных эмоциях человека (радости, горе, гневе). Наша задача – развивать умение передавать эмоции человека через мимику, в рисунке, в движении. Для упражнений используется Д. Кабалевского «Три подружки» : пьесы «Плакса», «Злюка» и «Резвушка». Предлагаются три пиктограммы – изображение лица человека с различными эмоциями: радость – «Резвушка», горе – «Плакса», гнев – «Злюка».

- пьесы прослушиваются, выясняются средства музыкальной выразительности. Дети определяют, кому из подружек принадлежит прозвучавшая мелодия, рисуют лицо этой девочки. Свой рисунок обосновывают.

- далее детям предлагается передать с помощью сценических движений, мимики характер музыки.

- проводится игровая ситуация на закрепление данных эмоций (подгруппы из четырех человек).

6. В процессе работы над развитием музыкальных образов мы заметили, что дети любят фантазировать и особенно им нравится придумывать различные истории. Так, на наших занятиях появилось игровое упражнение «А что было потом?». Дети поют, инсценируют различные сюжетные попевки, а потом придумывают продолжение сюжетной линии и инсценируют придуманную историю вновь (Песня «Два кота»)

7. На своих занятиях мы выяснили, что следует совершенствовать умение детей драматизировать действие инсценируемых песен, игр, привлекая для этого более сложный вид синтеза, состоящий из пения, сценического движения, мимики, танцев.

Поэтому итогом работы над сценическими образами является игра в детский театр в котором дети сами сочиняют сказку и с помощью педагогов по эстетическому, трудовому воспитанию, хореографа, инсценируют ее. Детям предоставляется возможность действовать в выбранной ими сфере искусства, проявлять индивидуальные наклонности. Примером наиболее удачного опыта в придумывании детьми собственной сказки может служить сказочная история, которую сами дети назвали «Сказка про козлят и многое другое».

Работа проходила следующим образом. На музыкальных занятиях и в свободное время детьми была разыграна в ролях уже знакомая им музыкальная сказка «Заячий домик». Дети с интересом выслушали наше предложение придумать и инсценировать новую сказку. Они долго рассматривали театральные атрибуты, примеряли маски и костюмы. Придумывали для себя новые роли. В результате был коллективно построен единый сюжет сказки. Главными действующими лицами, которой стали козлята. Дети назвали сказку «Сказка про козлят и многое другое». Роль рассказчицы-ведущей взяла на себя одна из девочек. Действующими персонажами сказки были козлята, лиса, воробей, лягушка, лошадки, медведь.

Ребята с успехом справились со своими ролями. Точно, динамично двигались с учетом выбранного образа под музыку, усиливая сценическое движение мимикой лица, речевой интонационной выразительностью.

На наших занятиях не было работы над сценическим образом «лошадок» не смотря на это, изображавшие их мальчики придумали свое движение под музыку. Их изображение носило больше танцевальный характер, нежели драматический.

Особо хочется отметить сцену строительства домика «козлятами». Мальчики пантомимой изображали построение жилья, изредка голосом передавая характерные интонации своих персонажей. «Построив» домик, «козлята», точно следуя за словами ведущей, изображали веселье по поводу окончания строительства, используя при этом импровизированные танцевальные движения: подскоки, «присядку».

Ребятам, исполнившим роли козлят, удалось передать динамичность, контрастность этого образа, его «сквозное» развитие.

Хорошо справился со своей ролью мальчик, исполнявший роль медведя. Ему удалось изобразить под музыку проснувшегося ото сна медведя. Использовав нахмуренную мимику, низкий голос, неторопливые, немногословные интонации, тяжеловесную походку, мальчику удалось сделать этот образ интересным и запоминающимся. В заключительной сцене веселья Медведь пригласил на танец «Лисичку», и они в общем хороводе сплясали импровизированный танец – польку.

Образ Лисы был одним из наиболее сложных в сказке. Так как требовал для своей реализации синтеза элементов пантомимы, хореографии и речевого исполнительства. Девочка исполнявшая роль Лисы, на наш взгляд, неплохо справилась с заданием. Особо хочется отметить пластичные, составляющие единый ансамбль с музыкой движения девочки. Изображаемая ею лиса осторожничала – постоянно оглядывалась по сторонам. Медведя будила тоненьким голоском. Девочке – лисе одной из немногих участников сказки удалось от начала до конца сохранить целостность образа.

Таким образом, работа в этом направлении показала, что основой творчества ребенка является синтез различных видов искусств. Сочетание различных видов искусств является условием для повышения креативности, способствует появлению индивидуальных склонностей, у детей ярко проявляется склонность к самовыражению

В результате нашей работы четко проследилось, что если мы, взрослые, отличаем сферу искусства и сферу действительности, то ребенок, не различая их готов творить повсюду. Он способен эмоционально откликаться на прекрасное, не различая видов искусства. Он одинаково любит танцевать, любит доступные его пониманию жанры вокальной музыки – так как любит петь и т. д. То есть пока он не различает сферы искусств, он «всё» любит, во всём чувствует себя талантливым, он всюду «творец».

И наша зада, задача педагогов разных направлений – музыкантов, эстетов, хореографов, специалистов по развитию речи, трудовому воспитанию дать нашим воспитанникам на вооружение как можно больше средств художественной выразительности, чтобы они, обладая этим «банком» могли выразить свою индивидуальность.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Комната сказок в детском садуКомната сказок в детском саду Сказка является неотъемлемой частичкой детства. Одной из задач воспитания детей старшего дошкольного возраста является формирование общего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 10:07
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синтез искусств как условия интегрированной деятельности в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романенко (УИ 69237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД