МААМ-картинки

Синтез образовательных областей в прочтении детской поэзии Юлиана Тувима

Алина Манакова
Синтез образовательных областей в прочтении детской поэзии Юлиана Тувима
▼ Скачать + Заказать документы

Манакова А. П.

МБДОУ МО г. Краснодар, «Детский сад №91»

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение литературы и искусства в системе образовательной деятельности детей дошкольного возраста. На примере опыта работы, проведенного в дошкольном образовательном учреждении, рассказывается об особенностях организации и проведении комплекса (синтеза) образовательных ситуаций, о действенном влиянии литературы и искусства на формировании эмоциональной сферы у ребенка.

Публикация «Синтез образовательных областей в прочтении детской поэзии Юлиана Тувима» размещена в разделах

Ключевые слова: литература, искусство, образовательная ситуация, ФГОС, блоки компонентов образовательных ситуаций, литературно - игровые и художественно - игровые образы.

Литература, вобравшая в себя квинтэссенцию науки и искусства, является одной из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, поскольку она не только обладает большой силой эмоционального воздействия, но и формирует чувства и мораль человека. Современные научные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что развитие эстетических способностей, формирование основ культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте. Мы должны понимать, что отсутствие полноценных эмоциональных впечатлений в детстве с трудом восполнимы в последствие. Мы знаем, что сама художественная литература имеет сходную природу с эмоциональностью и культурой, подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить литературу, ребенок должен иметь опыт восприятия слова и речи, привыкнуть к интонации, сопереживать настроению и формировать эклектику родного слова и речи.

В МБДОУ МО г. Краснодар, «Детский сад № 91» стартовал долгосрочный проект, приуроченный к году литературы, который будет знаменовать весь 2015 год. К творчеству Юлиана Тувима мы обратились неслучайно. Детскому поэту в сентябре 2014 года исполняется 120 лет со дня рождения. Уникальные по созвучности и действительной простоте стихотворения Юлиана Тувима - жемчужины среди великого множества детской художественной литературы. Его творчество характеризует максимальная ясность изображаемой картины действия и минимальность эмоций, однако поэтика его прозрачна и ясна.

Детская литература как творчество оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Понимая это, нами было разработана цепь образовательных ситуаций на тему заданного проекта. К 6 - 7 годам, как мы знаем, наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса и способность дать оценку произведениям. Дети все более активно, эмоциональнее усваивают литературу. Блоки компонентов образовательных ситуаций, которые мы использовали, соответствовали логике развития детской образовательной деятельности : восприятие, воспроизведение, творчество. Мы наблюдали развитие и реализацию творческих сил ребенка, а не формирование навыков копирования и механического воспроизведения. Нам было важно при обучении ребенка литературному творчеству, опираться на активность ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».

Оригинально сложилась образовательная ситуация по «Развитию речи» ,где наши воспитанники после прочтения стихотворений «Азбука» и «Овощи», обсуждали варианты завершения ситуативности стихотворений. Так, например, в стихотворении «Азбука» дети предложили букве «А» вылечить больные,сломанные буквы, аккуратно расставив их в «Букваре». Здесь имело место проучивание русского буквенного звукоряда. В стихотворении «Овощи» ребята с увлечением рассказывали о гастрономических изысках, которые можно было приготовить с этим же ассортиментом овощей. Слияние образовательных областей «Развитие речи», «Экология», «Художественное творчество» получили свою максимальную реализацию в данном проекте. В кружковой деятельности, в студии «Мастерилка», под руководством педагога по дополнительному образованию Шрамко Т. К., была проведена увлекательная образовательная деятельность по декоративно-прикладному творчеству. «Овощной натюрморт», в котором наши воспитанники составляли овощи, скручивая из фрагментов цветных салфеток и приклеивая их по контуру на лист ватмана, получился красочным и лаконичным. Наши воспитанники получили эстетическое удовольствие от художественного творчества, а также проявили свои навыки в мелкой моторике.

Занимаясь воспитанием, важно помнить об общем развитии детей. Литература, передающая всю гамму чувств человека с помощью слова, существующего в реальной жизни, дает дошкольникам опыт и представление о чувствах человека. Помимо нравственного аспекта, литературно-художественное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств и морали: приобщаясь к культурному наследию, ребенок познает эталоны красоты, осваивает ценный культурный опыт поколений. Мы знаем, насколько сильно,мощно литература способна развить ребенка эмоционально и умственно. Однако как показывает практика, гармоничность эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются виды деятельности, доступные дошкольному возрасту, а также все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, безусловно, усложняются и педагогические задачи.

Само литературное творчество, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач: воспитывать интерес к слову и чтению, обогащать впечатления детей, вызванные посредством прочтения произведения, приобщать детей к разнообразным видам литературного творчества: чтению, слушанию, сочинению и анализу. На основе полученных впечатлений и представлений о стихотворениях, сказках, пословицах, рассказах проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к литературным произведениям.

Реализуя проект в рамках заданной темы, мы еще раз убедились в том, что необходимо развивать творческое отношение детей к литературе, прежде всего, в такой доступной для них деятельности как передача образов через познавательную, художественную, декоративно-прикладную деятельность. Это помогает выявлению у детей дошкольного возраста самостоятельности, инициативы, стремление использовать в повседневной жизни литературный репертуар.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Экскурсия в детскую библиотеку»Фотоотчёт «Экскурсия в детскую библиотеку» Экскурсия в МУК ЦБС г. Краснодар Центральная городская детская библиотека им. В. Б. Бакалдина воспитанников МБДОУ МО г. Краснодар «Центр.

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Синтез образовательных областей в прочтении детской поэзии Юлиана Тувима
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 12:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Синтез образовательных областей в прочтении детской поэзии Юлиана Тувима» (включая файлы) размещена пользователем Алина Манакова (УИ 289669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД