Приложение МААМ

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка

Марина Юрина
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство речи неговорящего ребёнка

В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма. Наш реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик» столкнулся с данной проблемой в приоритете. Поэтому спрос на решение данной темы на сегодняшний день не вызывает сомнений: во-первых, потому что по сей день, несмотря на годовые научные исследования в поисках основной причины возникновения аутизма, существует спорно. Во-вторых, существование различных систем коррекции проблем с аутизмом, ставит перед практикантом, будь это педагог или родитель огромный вопрос, какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребёнку, не навредив ему.

Публикация «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство „запуска“ речи неговорящего ребёнка» размещена в разделах

В феврале 2016 года я посетила обучающий семинар-тренинг, который проводила сертифицированный консультант и клинический директор Operations Pyramid Educational Consultants of Germany UG, доцент и преподаватель прикладной психологии в Deutschen Universitt in Armenien (DUA, специалист с многолетней практикой по введению PECS у детей и взрослых Сибилл Байорат (Bajorat Sibylle).

Объём приобретенных навыков и знаний стал для меня путевкой, для правильного внедрения альтернативной коммуникации, с помощью карточек PECS, в своей коррекционной работе.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей.

Альтернативная коммуникация – способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям не способным удовлетворительно

объясняться с ее помощью.

Это – система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться,

используя карточки (в результате чего развивается речевой аппарат).

Как начать пользоваться PECS, научить ребенка обращаться с просьбой и сообщать о своих потребностях, как перейти от подачи одной карточки до составления целых предложений, как избежать ошибок и работать и как получить максимальный эффект — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге Энди Бонди и Лори Фрост.

Основными задачами системы являются :

- формирование мотивации к общению;

- совершенствование понимания речи;

- развитие коммуникативных навыков;

- стимулирование речевой активности.

Кто является подходящим кандидатом для обучения PECS?

Основным этапов системы PECS, определена подготовка. У ребёнка сформировалась способность к преднамеренному общению, это значит, что ребёнок осознаёт (желает) потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку. Такое желание называется «установкой», таким образом происходит «формирование» и «фиксация» установки.

Программа PECS начинается с обучения втроем — ребенок (или взрослый, который будет передавать сообщение; человек, который получает сообщение (педагог) и взрослый помощник, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).

Обязательным действием, является поощрение. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS.

I фаза – Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.

Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.

Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.

II фаза – Расстояние (дистанция) и настойчивость.

Конечная цель: ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.

Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

III фаза – Распознавание карточек. Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку.

Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов: 1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка. 2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу. 3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет. 4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.

IV фаза – Структура предложения. Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу.

Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

Стратегия обучения – состоит из 4-х ступеней: 1. Выкладывание предложения из 3-х карточек. 2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки. 3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки. 4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).

V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.

VI фаза – Комментирование.

Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения – 4 ступени – 1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку. 2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS. 3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание. 4. Повторите, поместить вводную карочку обрано на обложку альбома и повторить вопрос.

Данная система PECS введена мной с марта 2016г. в нашем центре.

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и его мамой (ФТ, время занятия учитывает возможности и особенности ребенка, от 30 минут до 1 часа. Во время обучения педагог постоянно, контролирует наличие и состояние 7-ми основных категорий, ребенка с РАС:

- эмоции и зрительный контакт;

- коммуникация;

- жесты;

- звуки;

- слова, звукоподражания;

- понимание;

- использованием предметов.

Характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).

Алиса М. (21.05.2012г., успешно прошла I этап, активно и быстро поняла смысл системы, динамика прослеживалась только положительная, затем курс реабилитации получала в «Парусе Надежды» г. Воронеж, где продолжала работу по системе. На III фазе у девочка речь «запустилась» и на данный момент с ребенком поддерживается контакт на вербальном уровне.

С января 2017г., начали работу с Пашей И. (18.09.2012г., на сегодняшний день мы на II фазе обучения. С момента обследования ребенок не произносил отдельных звуков, контакт поддерживался мимикой и жестами (невербальный). Сегодня у мальчика в речи появились отдельные слова (иди, дай, мама), и множественные звукоподражательные элементы, так же отмечен четкий зрительный контакт во время общения.

С февраля 2017г., по системе стали обучать Федора Л. (08.01.2009г., положительная динами в развитии речи наступила молниеносно. На данный момент, мальчик в домашних условиях разговаривает с близкими, заучивает стишки, знает буквы, учится читать, словарный запас пополняется ежедневно.

Речь «запустили» и столкнулись с психологической проблемой, трудность социализации в общении с другими людьми, что свойственно людям с РАС, решив основную задачи, перешли к коррекции сопутствующих. На мартовском потоке Федор начал общаться со мной вербально.

Подведем итоги.

По итогам применения средств альтернативной коммуникации мы определили их основные положительные и отрицательные стороны.

К положительным мы отнесли: карточки значительно облегчают понимание речи детям; у детей с РАС значительно снизился уровень тревожности; дети стали более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка. Отрицательными сторонами можно считать следующие: для создания предметно-развивающей среды с применением карточек необходимы дополнительные ресурсы – альбомы, карточки и др.

В заключении нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.

Публикации по теме:

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка» Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую.

Система организации детско-родительских мероприятий как средство реализации ФГОС до В современных условиях введения ФГОС ДО на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Интеграция как средство развития ребёнка Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка». Слайд.

Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира. Согласно концепции культурно – исторического развития, предложенной.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий,.

Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка Средний возраст ребенка относится к так называемому сензитивному периоду- особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности,.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Родительское собрание в старшей группе тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка» Родительское собрание в старшей группе. Тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка». Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский.

Театрализованные игры как средство развития коммуникации Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем.

Автор публикации:
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Марина Юрина (УИ 515736) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД