МААМ-картинки

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка

Марина Юрина
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство речи неговорящего ребёнка

В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма. Наш реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик» столкнулся с данной проблемой в приоритете. Поэтому спрос на решение данной темы на сегодняшний день не вызывает сомнений: во-первых, потому что по сей день, несмотря на годовые научные исследования в поисках основной причины возникновения аутизма, существует спорно. Во-вторых, существование различных систем коррекции проблем с аутизмом, ставит перед практикантом, будь это педагог или родитель огромный вопрос, какой путь выбрать, какую позицию занять по отношению к ребёнку, не навредив ему.

Публикация «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство „запуска“ речи неговорящего ребёнка» размещена в разделах

В феврале 2016 года я посетила обучающий семинар-тренинг, который проводила сертифицированный консультант и клинический директор Operations Pyramid Educational Consultants of Germany UG, доцент и преподаватель прикладной психологии в Deutschen Universitt in Armenien (DUA, специалист с многолетней практикой по введению PECS у детей и взрослых Сибилл Байорат (Bajorat Sibylle).

Объём приобретенных навыков и знаний стал для меня путевкой, для правильного внедрения альтернативной коммуникации, с помощью карточек PECS, в своей коррекционной работе.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей.

Альтернативная коммуникация – способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям не способным удовлетворительно

объясняться с ее помощью.

Это – система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться,

используя карточки (в результате чего развивается речевой аппарат).

Как начать пользоваться PECS, научить ребенка обращаться с просьбой и сообщать о своих потребностях, как перейти от подачи одной карточки до составления целых предложений, как избежать ошибок и работать и как получить максимальный эффект — ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге Энди Бонди и Лори Фрост.

Основными задачами системы являются :

- формирование мотивации к общению;

- совершенствование понимания речи;

- развитие коммуникативных навыков;

- стимулирование речевой активности.

Кто является подходящим кандидатом для обучения PECS?

Основным этапов системы PECS, определена подготовка. У ребёнка сформировалась способность к преднамеренному общению, это значит, что ребёнок осознаёт (желает) потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку. Такое желание называется «установкой», таким образом происходит «формирование» и «фиксация» установки.

Программа PECS начинается с обучения втроем — ребенок (или взрослый, который будет передавать сообщение; человек, который получает сообщение (педагог) и взрослый помощник, который осознанно помогает человеку в выполнении целевой реакции (мама).

Обязательным действием, является поощрение. Получив чёткое представление о ребёнке, переходим к 6-ти фазовому обучению по системе PECS.

I фаза – Моторный ответ. «Как» осуществлять общение.

Конечная цель: увидев «наиболее предпочитаемый» предмет, ребёнок берёт карточку (с изображением этого предмета) и кладёт в руку педагогу.

Стратегия обучения – для того чтобы облегчить задачу быстрого упразднения подсказок, побуждение к действию даётся вне ситуации социального взаимодействия, подразумевается подсказка двух человек. Помощник, находится сзади и не вступая с ребёнком в социальный контакт, постепенно отменяет подсказки, используя стратегию обратной последовательности, чтобы ребёнок начал самостоятельно производить необходимые действия.

II фаза – Расстояние (дистанция) и настойчивость.

Конечная цель: ребёнок подходит к своему индивидуальному альбому PECS, берёт карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладёт карточку в руку педагога.

Стратегия обучения – формирование – это обучение новым навыкам с помощью «повышения ставок» от пробы к пробе. Формируем навык «путешествовать» на всё большие расстояния от собеседника до альбома, суть заключается в том, чтобы изменения каждый раз были достаточно заметны для педагога и незначительными для ребёнка.

III фаза – Распознавание карточек. Конечная цель: чтобы попросить желаемый предмет, ребёнок подходит к альбому PECS, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к педагогу и даёт ему карточку.

Стратегия обучения – представляет собой последовательность из 4 шагов: 1. Предложение педагога: он помещает 2 карточки на обложку альбома PECS и привлекает внимание ребёнка. 2. Реакция ребёнка - он выбирает 1 карточку и даёт её педагогу. 3. Результат – ребёнок получает желаемый предмет. 4. Небольшой перерыв перед следующим предложением: ребёнок кушает желаемое, либо играет с желаемым предметом. Происходит обучение «самостоятельного» навыка.

IV фаза – Структура предложения. Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», помещает её на ленту для предложений, затем карточку с желаемым предметом, помещает на ленту, снимает ленту и приносит педагогу.

Конечная цель: ребёнок просит предметы, находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, подходит к индивидуальному альбому PECS, достаёт карточку «Я хочу», карточки-определения и карточки с изображением желаемого предмета. Ребёнок использует разнообразные карточки, обозначающие свойства предметов, и комбинирует их в предложениях на ленте.

Стратегия обучения – состоит из 4-х ступеней: 1. Выкладывание предложения из 3-х карточек. 2. Из 2-х признаков выбрать нужный. Научить различать признаки. 3. Уметь самостоятельно исправлять ошибки. 4. Если самостоятельно не удаётся исправлять ошибки, проводим работу над ошибками (фаза III).

V фаза – ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Конечная цель: ребёнок спонтанно (инициативно) просит разнообразные предметы и отвечает на вопрос «Что ты хочешь?».

Стратегия обучения – поощрять каждый правильный ответ ребёнка, использовать «подсказку с задержкой» в процессе обучения на этом этапе.

VI фаза – Комментирование.

Конечная цель: ребёнок отвечает на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что у тебя есть?», «Что это?», «Что ты слышишь?» спонтанно (инициативно) просит и комментирует.

Стратегия обучения – 4 ступени – 1. Продемонстрируйте, указать на правильную вводную картинку. 2. Подскажите, повторять вопрос «Что ты видишь?» и помочь выбрать ребёнку правильную вводную карточку PECS. 3. Переключитесь, предложить ребёнку выполнить другое задание. 4. Повторите, поместить вводную карочку обрано на обложку альбома и повторить вопрос.

Данная система PECS введена мной с марта 2016г. в нашем центре.

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком и его мамой (ФТ, время занятия учитывает возможности и особенности ребенка, от 30 минут до 1 часа. Во время обучения педагог постоянно, контролирует наличие и состояние 7-ми основных категорий, ребенка с РАС:

- эмоции и зрительный контакт;

- коммуникация;

- жесты;

- звуки;

- слова, звукоподражания;

- понимание;

- использованием предметов.

Характер занятия должен соответствовать учебному занятию; не должно быть эмоционально окрашено, эмоцией выражаем только на поощрения; в поле зрения ребенка находятся только необходимые предметы; для разгрузки включать переменки (они для каждого ребенка индивидуальны).

Алиса М. (21.05.2012г., успешно прошла I этап, активно и быстро поняла смысл системы, динамика прослеживалась только положительная, затем курс реабилитации получала в «Парусе Надежды» г. Воронеж, где продолжала работу по системе. На III фазе у девочка речь «запустилась» и на данный момент с ребенком поддерживается контакт на вербальном уровне.

С января 2017г., начали работу с Пашей И. (18.09.2012г., на сегодняшний день мы на II фазе обучения. С момента обследования ребенок не произносил отдельных звуков, контакт поддерживался мимикой и жестами (невербальный). Сегодня у мальчика в речи появились отдельные слова (иди, дай, мама), и множественные звукоподражательные элементы, так же отмечен четкий зрительный контакт во время общения.

С февраля 2017г., по системе стали обучать Федора Л. (08.01.2009г., положительная динами в развитии речи наступила молниеносно. На данный момент, мальчик в домашних условиях разговаривает с близкими, заучивает стишки, знает буквы, учится читать, словарный запас пополняется ежедневно.

Речь «запустили» и столкнулись с психологической проблемой, трудность социализации в общении с другими людьми, что свойственно людям с РАС, решив основную задачи, перешли к коррекции сопутствующих. На мартовском потоке Федор начал общаться со мной вербально.

Подведем итоги.

По итогам применения средств альтернативной коммуникации мы определили их основные положительные и отрицательные стороны.

К положительным мы отнесли: карточки значительно облегчают понимание речи детям; у детей с РАС значительно снизился уровень тревожности; дети стали более самостоятельными. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, решает приоритетную проблему «запуска» речи неговорящего ребенка. Отрицательными сторонами можно считать следующие: для создания предметно-развивающей среды с применением карточек необходимы дополнительные ресурсы – альбомы, карточки и др.

В заключении нужно отметить, что универсальных средств и форм обучения детей с ментальными нарушениями нет. Для каждого ребёнка набор средств индивидуален и должен подбираться с учётом его психофизических особенностей. Однако практикующий опыт показал применение таких средств альтернативной коммуникации, как карточки PECS, показывает значительные успехи в развитие речи и социализации ребёнка.

Публикации по теме:

«Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья ребёнка» Различные эмоциональные переживания – естественная и неотъемлемая составляющая мира ребенка. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую.

Система организации детско-родительских мероприятий как средство реализации ФГОС до В современных условиях введения ФГОС ДО на дошкольные образовательные учреждения и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка» Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень.

Интеграция как средство развития ребёнка Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодняшний семинар – практикум посвящен теме «Интеграция как средство развития ребёнка». Слайд.

Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира. Согласно концепции культурно – исторического развития, предложенной.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий,.

Предметно-пространственная среда, как средство сенсорного развития ребёнка Средний возраст ребенка относится к так называемому сензитивному периоду- особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности,.

Развитие речи как средство творческого воображения детей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей» Цель: 1. Обогащать.

Родительское собрание в старшей группе тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка» Родительское собрание в старшей группе. Тема «Природа, как средство воспитания и развития ребёнка». Воспитатель: Комарова Л. А. МАУДО «Детский.

Театрализованные игры как средство развития коммуникации Не зависимо от пола, национальности, культуры, образования, социального статуса, люди не перестают общаться. Мы постоянно запрашиваем, передаем.

Автор публикации:
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД