Лучший педагог года

Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Елена Мишина
Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня через театрализованную деятельн

ость[/h3]

Публикация «Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

"Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя". По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своих высказываниях.

Связная речь - это развернутое, связное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, стихи играть в театральные игры. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует связную речь. А переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать мир и является средством общения невозможно.

Известно, что у детей с нарушениями речи имеются и другие более сложные отклонения, неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная дифференцированность словаря, нарушения грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия. Что касается самой речи, то “страдает” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирование речи, а также речевой аппарат.

В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях мы руководствовались рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставили перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.

Воспитательное значение театрализованной деятельности состоит в развитии эмоций, познавательной деятельности с одной стороны и решений коррекционных задач с другой стороны.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текста ролей.

Театрализованная деятельность, помогает решать вопросы интеллектуального и художественно-эстетического воспитания ребенка, развития связной устной речи, преодолевать трудности общения и неуверенности в себе. К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР. Именно поэтому возникла необходимость в создании программы по развитию связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи через театрализованную деятельность.

Цель программы: создать максимально благоприятные условия для развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, творческих способностей детей, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом.

Программа по развитию связной речи, помимо основной цели, выполняет следующие функции:

1. обучающую – обогащение информацией об окружающем мире, развитие связной речи, обогащение словаря, использование различных частей речи точно по смыслу, закрепление правильного произношения звуков, отрабатывать дикцию;

2. коммуникативную – создание условий для воспитания навыков общения, гуманных чувств, сопереживания, сочувствия;

3. развивающую – творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию;

4. воспитательную – культура речевого общения, воспитание устойчивого интереса к театрализованной деятельности. Поддерживать желание детей в использовании игровых импровизаций в самостоятельной деятельности;

5. релаксационную – снижение психоэмоционального напряжения.

Методические условия реализации плана – программы

Методическими условиями реализации программы являются проведение занятий двух раз в неделю в качестве дополнительных занятий после обеда в течение 6 месяцев (50 занятий, продолжительность составляет 25-30 минут. Число детей в группе – 10.

Занятия проводятся в музыкальном зале, где находятся зеркала для работы над артикуляцией, мимикой, ковровые покрытия, магнитофон с аудиозаписью необходимой музыки, игрушки, маски, костюмы.

Перспективный план работы

1. Развитие живого интереса к театрализованной деятельности, желание участвовать в действии.

2. Развитие пространственного воображения и творческого мышления.

3. Воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения, побуждать детей к активному общению.

4. Развитие диалогической и монологической речи.

5. Учить детей эмоционально проговаривать фразы.

6. Развитие мимики и пантомимики.

7. Развитие общей и мелкой моторики: снятие мышечного напряжения, координации движений, мелкой моторики руки, формирование правильной осанки.

8. Пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека.

9. Учить сочетать речь и движения.

10. Совершенствование грамматического строя речи.

11. Развитие артикуляционной моторики.

12. Развитие мелодико-интонационной выразительности и плавности речи.

13. Развитие фонематического восприятия.

14. Развитие речевого дыхания.

15. Развитие правильного произношения.

16. Развитие творческой самостоятельности.

Тема. Сочиняем новую сказку о Красной Шапочке

Цель. Формировать грамматический строй речи. Активизировать творческое воображение и мышление. Расширять словарный запас: красна девица, красна углами, красна пирогами. Развитие моторики. Согласование существительных и прилагательных по падежам, составление предложений, развивать связную речь.

Оргмомент. На фланелеграфе картинка из сказки «Красная Шапочка».

-Кто это? Какие два слова мы слышим в ее имени? Что они обозначают? (красна - цвет, шапочка – головной убор).

В старину словом «красное» называли красивое: красна девица, красна изба не углами, а красна пирогами. Покажите какая была девочка Красная Шапочка: веселая, добрая, она всегда улыбалась, могла удивиться, нахмуриться, рассердиться, но потом сразу рассмеяться.

- Вспоминаем сказку, что дальше было: заболела бабушка, и мама девочки испекла ей пирожки.

Развитие моторики.

- Изобразите, как мама взяла муку, налила молочка, маслица. Посолила, замесила тесто, и стала печь пирожки.

- Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, вкусные два пряничка,

А ребяток позову, пирожками угощу!

- Напекла мама пирожков, сложила в корзинку и отправила Красную Шапочку в лес к бабушке.

Пошла Красная Шапочка по дорожке (Давайте придумаем, кого она встретила на пути, и что с ней дальше произошло).

-Волка…

- Что волк сказал?

-куда идешь Красная Шапочка?

-А теперь придумаем, что ему ответила Красная Шапочка.

- Я иду и играю в игру, давай я тебя научу:

Маленькие ножки, идут по дорожке (маленькими шажками)

Большие ножки идут по дорожке (большие шаги).

Поиграем все вместе.

-Устал волк играть, запыхался. Красная Шапочка научила волка, восстановить дыхание: вдох – носиком, выдох – ртом! (вместе с волком подышим).

Понравилось волку играть с Красной Шапочкой:

- Садись на меня Красная Шапочка, я тебя к бабушке отвезу.

Доехала на волке Красная Шапочка, поблагодарила его (что сказала девочка, дала ему пирожок и постучала в дверь.

-Дерни за веревочка (Что неправильно)

Дети :за веревочку.

- И вошла. На кровать лежала бабушка…

Дети:На кровати.

-Какая была бабушка?

Дети: добрая, большая, старенькая, милая, родная…

Красная Шапочка накормила бабушку пирожками и та предложила поиграть

Составление предложений из двух слов.

Волк – прыгала

Белка – бежал

Малыши – улыбались

А теперь придумаем конец нашей сказки. (Совместное сочинение)

Итог. Про кого мы сегодня сочинили сказку?

Что больше всего вам запомнилось?

Какой волк вам больше понравился: волк из сказки Ш. Перро или из нашей сказки?

Домашнее задание. Аппликация. Красная Шапочка.

Структура дополнительного театрализованного занятия.

1. Оргмомент.

В организационный момент включены приветствия в игровой форме, что более сплачивает детей и настраивает на позитивный лад, сюрпризные моменты, все это более сплачивает, развивает детей, подготавливает к основной части занятия.

2. Основная часть.

В основную часть включены игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря ним движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека; вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи; драматизации сказок. Сочинение новых сказок, изменяя названия и конец сказке. Что способствует: эмоциональному восприятию, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

3. Заключительная часть.

Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего эмоционального состояния детей, улучшение самочувствия, настроения.

Предлагаю некоторые рекомендации для педагогов по проведению дополнительных театрализованных занятий.

Прежде всего, это наличие речевого образца: сказки, стихи, рассказы, которые являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др. При обучению детей пересказу, воспитателю необходимо использовать следующие методы и приемы: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

В организационный момент включаем приветствия и игры, задающие темп всему занятию. Например, коммуникативную игру «Здравствуй, друг!»

Зашагали ножки

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки. Дети врассыпную маршируют по залу,

к концу куплета встают в пары.

Здравствуй. Здравствуй,

Здравствуй, милый друг! Пожимают друг другу руки, Взявшись за руки, выполняют «пружинку»

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй,

Мне ты улыбнись! Разводят руки в стороны.

Делают «пружинку».

Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись!

Побежали ножки

Прямо по дорожке.

Повстречали друга

Маленькие ножки! Делают «пружинку».

Кланяются друг другу.

Бегут на носках врассыпную.

Находят новую пару.

Речевые упражнения и этюды желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластикой и театральными играми, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой, говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера.

Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох. Вдох – правая рука вперед в кулачок. Открыли кулачок, а там – маленькое перышко. Выдох – дунули плавно на него, оно и полетело.

Чтобы голос звучал свободно, необходимо тренировать мышцы всего речевого аппарата при помощи артикуляционной гимнастики для развития мышц губ, челюсти и языка.

Для создания игрового образа можно показать выразительный прием с использованием мимики и жестов, например, предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, волку, медведю, или изобразить прогулку трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя по-разному.

Упражнения на релаксацию помогают ребенка расслабиться. Детям предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (образы могут быть и другими, которое качает и баюкает ласково, как мама; теплый ветерок нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветер, и нам захотелось вернуться на землю».

Для развития выразительной мимики используем упражнения: ем лимон, соленый чай, сердитый дедушка, обиделись, лампочка потухла, зажглась.

Артикуляционную гимнастику проводим в веселой игровой форме:

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка,

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я – дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

При создании новых сказок используем метод инверсии, достаточно распространенный в литературе.

1. «Свойства наоборот».

Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

2. «Все наоборот»

3.«Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

Игра-драматизация может способствовать развитию речевого творчества ребенка, если воспитатель предлагает подумать - может ли сказка закончиться по-другому? Создавая, например, образы Маши и медведя из русской народной сказки «Маша и медведь», можно предположить, что стало бы с медведем, если бы его не прогнали собаки, и он остался в доме стариков. Как он мог бы помогать по хозяйству деду… Воображение и фантазии детей не знают границ и это интересно.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Родители поддерживают интерес к литературным произведениям, вместе с ребенком смотрят сказки по телевизору, в видеозаписях; помогают готовить элементы костюмов, разучивают роли, присутствуют на вечерах-развлечениях, как в роли благодарных зрителей, так и участников игры.

В результате совместных усилий педагога и родителей происходят заметные изменения в детской речи: на основе расширяющихся представлений об окружающем мире, значительно расширяется детский словарь, формируется звуковая культура речи - четкость произношения, интонационная выразительность и др. ; формируется связная речь - в первую очередь диалогическая, постепенно овладевают и довольно содержательным монологом; используя образец литературной речи, дети практически осваивают грамматический строй родного языка. Дошкольники легко пересказывают сказки, рассказы, выразительно читают стихи, в повседневной жизни включают в свою речь традиционные сказочные выражения, пословицы и поговорки, знают много загадок, проявляют интерес к выполнению творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения. Мы стараемся привлечь родителей в качестве исполнителей ролей, изготовителей декораций, костюмов, совместное сочинение сказок сплачивает ребенка и его родителей, развивает не только фантазию и связную речь, но намного больше соединяет семью.

Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия, настроения. Обсуждаем, что удалось на занятии лучше всего, какую сказку дети видели, и кто какие роли исполнял.

Для развития связной устной речи у детей дошкольного возраста следует заниматься с ними не только на занятиях у логопеда, но на всех занятиях, которые проводятся в ДОУ, а также дополнительно в театрализованной деятельности. Так как именно на занятиях по театрализованной деятельности продолжает активизироваться и уточняться словарь детей, расширяется словарный запас, обозначающий названия предметов, действий, признаков. Закрепляется правильное произношение всех звуков, отрабатывается дикция, интонационная выразительность, совершенствуется диалогическая и монологическая речь, воспитывается культура речевого общения. Совершенствуется память, внимание, мышление и восприятие детей, воспитываются гуманные чувства. Развивается способность анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.

Поэтому именно театрализованная деятельность помогает нам решать коррекционные и педагогические задачи, касающиеся формирования связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

СПИСОК литературы:

1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Методические рекомендации- М. :ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Серия «Вместе с детьми»).

2. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» – М., 1991.

3. Баряева Л. И., Вечканова И. И., Загребаева Е. А., Зарин А. А. Театрализованные игры-занятия с детьми: - учебное пособие. - СПб. : Изд-во “Союз”, 2001

4. Картушина М. Ю Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие. – М. ;ТЦ Сфера, 2005. – 208с. – (Логопед в ДОУ).

5. Маханева М. Д. Театрализованная занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160с.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Развивать связную речь — логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание,—.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Конспект ОД по развитию речи «Составление рассказа об осени» с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.

План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста План-конспект ОД по развитию связной речи с использованием ЭОР для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Петрашова Оксана Владимировна.

План самообразования по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка. Методическая тема (тема над которой работает ДОУ «Инновационные формы и методы работы с детьми как фактор повышения.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. С помощью речи люди понимают.

Развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Связной называют такую речь, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 16 марта 2017 в 08:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД