Елена Воронцова
Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
▼ Скачать + Заказать документы
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В задачи обучения старшего дошкольника должно входить формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
Публикация «Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха,» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Целью данной системы работы является прослеживание изменений в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью игр, заданий и упражнений.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она делится на 3 блока: подготовительный, развивающий и заключительный. Включает в себя игры и упражнения, которые будут проводиться в течение двух недель. Включает 6 занятий.
Форма организации : индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность подгрупповых занятий будет составлять 25-30 минут, индивидуальных 15-20 минут.
1 этап - подготовительный. Одно занятие.
Цель- установление эмоционально- положительного контакта с ребенком.
Задаем несколько вопросов ребенку, касающиеся его самого и его семьи: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму, папу? Какого цвета твои глаза? Какого цвета глаза у мамы, папы? Какого цвета их волосы?
Если ребенок затрудняется ответить на эти вопросы, ему предлагается вечером посмотреть, а завтра ответить.
Шкафчики
Цель- развитие объема памяти.
Оборудование: шкафчики, склеенные из 4-х и более спичечных коробков, мелкие предметы.
Описание. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
Инструкция: «Запомни в каком коробке лежит игрушка. Сейчас я покажу тебе и сразу уберу, а потом ты мне ее найдешь».
Что исчезло?
Цель- развитие внимательности, наблюдательности и памяти.
Оборудование: несколько предметов или картинок.
Описание. На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы, и через некоторое время скажи какой предмет исчез».
Что изменилось?
Цель- развитие памяти и наблюдательности.
Оборудование: несколько игрушек.
Описание. На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Инструкция: «Посмотри внимательно на игрушки, и через некоторое время скажи что изменилось».
Художник
Цель-развитие словесно- логической памяти.
Описание. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Инструкция: «Посмотри на Машу внимательно, запомни ее; затем отвернись и расскажи как она выглядит».
2 этап - развивающий. Включает четыре занятия, которые проводятся как индивидуально, так и с подгруппой.
Кто больше знает?
Цель- развитие памяти, находчивости, сообразительности, обогащение знаний о предметах.
Описание. Проводится в форме соревнования- кто больше назовет, как можно использовать предмет.
Инструкция: «Давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.
Радио
Цель- развитие памяти и речи, воспитание внимательного отношения к сверстникам.
Описание. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.
Инструкция: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатая юбка, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?.
А теперь диктором будет кто- нибудь из вас.
Охотник
Цель- развитие припоминания, сообразительности, упражнение в классификации животных, рыб, птиц.
Описание. Где-нибудь на свободном месте в одном конце комнаты стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.
Инструкция: «Я охотник. Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…».
Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой.
Запомни и воспроизведи
Цель- развитие осмысленной логической памяти.
Описание.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Инструкция:
Вариант 1: «Послушай внимательно, запомни цифры и воспроизведи».
Вариант 2: «Послушай внимательно слова, которые я тебе сейчас скажу, и затем воспроизведи их».
Вариант 3: «Сейчас я буду называть тебе цифры (слова, а ты воспроизведи их в обратном порядке».
Запомни картинки
Цель- развитие зрительной памяти.
Оборудование: 7-8 карточек.
Описание. Перед ребенком кладут 7-8 карточек. Через некоторое время убирают и просят положить их так, как они лежали в самом начале.
Инструкция: «Посмотри как расположены картинки. Возьми их и положи так, как они лежали в самом начале».
Пары слов
Цель- развитие и тренировка памяти, знакомство со способами эффективного запоминания.
Описание. Необходимо запомнить пары слов, связанных по смыслу (месяц-год, стакан-вода, яблоко-сад, школа-учебник). Психолог называет первое слово, а ребенок должен вспомнить второе. После этого читаются пары слов и дети отмечают правильно запомненные слова. Подсчитывается количество правильно запомненных слов.
Инструкция: «Слушай и запоминай слова».
Цепочка действий
Цель- развитие логической памяти, умение удерживать в памяти заданные инструкции.
Описание. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно.
Инструкция: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».
Вспомни и покажи
Цель- формирование сосредоточенности, концентрации и переключения памяти и внимания.
Описание. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).
Инструкция: «Покажи движения птиц, медведя, гусеницы, петуха» и т. д.
Слушай звуки
Цель- развитие слуховой памяти.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). Через некоторое время каждый назовет как можно больше услышанных звуков. Называйте свои звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».
3 этап - заключительный. Одно занятие.
Фотограф
Цель- развитие смыслового запоминания.
Описание. 3 участника: фотограф, фотографируемый, наблюдатель.
Задача фотографа - запомнить, как выглядит фотографируемый. Фотограф отворачивается и по памяти описывает фотографируемого, Наблюдатель оценивает точность памяти фотографа.
Инструкция: «Маша, посмотри на Олю; отвернись и опиши ее. Наташа будет оценивать твое описание».
Что изменилось?
Где был Петя?
Цель - активизировать процессы припоминания, мышления, речи детей.
Описание. Психолог говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
Инструкция: «Давайте представим, будто к нам пришел новый мальчик Петя. Вместе со мной он пошел осматривать комнаты. А вот куда он заходил, и что там видел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны узнать ее сами по вашему описанию».
Вспомни и покажи
Замомни с помощью картинок-читаются слова, дети молча подбирают к слову одну картинку.
Запомни и воспроизведи