Приложение МААМ

Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Елена Воронцова
Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
▼ Скачать + Заказать документы

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. В задачи обучения старшего дошкольника должно входить формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

Публикация «Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха,» размещена в разделах

Целью данной системы работы является прослеживание изменений в развитии памяти детей старшего дошкольного возраста с помощью игр, заданий и упражнений.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Она делится на 3 блока: подготовительный, развивающий и заключительный. Включает в себя игры и упражнения, которые будут проводиться в течение двух недель. Включает 6 занятий.

Форма организации : индивидуальные и подгрупповые занятия. Продолжительность подгрупповых занятий будет составлять 25-30 минут, индивидуальных 15-20 минут.

1 этап - подготовительный. Одно занятие.

Цель- установление эмоционально- положительного контакта с ребенком.

Задаем несколько вопросов ребенку, касающиеся его самого и его семьи: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму, папу? Какого цвета твои глаза? Какого цвета глаза у мамы, папы? Какого цвета их волосы?

Если ребенок затрудняется ответить на эти вопросы, ему предлагается вечером посмотреть, а завтра ответить.

Шкафчики

Цель- развитие объема памяти.

Оборудование: шкафчики, склеенные из 4-х и более спичечных коробков, мелкие предметы.

Описание. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

Инструкция: «Запомни в каком коробке лежит игрушка. Сейчас я покажу тебе и сразу уберу, а потом ты мне ее найдешь».

Что исчезло?

Цель- развитие внимательности, наблюдательности и памяти.

Оборудование: несколько предметов или картинок.

Описание. На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Инструкция: «Посмотри внимательно на предметы, и через некоторое время скажи какой предмет исчез».

Что изменилось?

Цель- развитие памяти и наблюдательности.

Оборудование: несколько игрушек.

Описание. На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Инструкция: «Посмотри внимательно на игрушки, и через некоторое время скажи что изменилось».

Художник

Цель-развитие словесно- логической памяти.

Описание. Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Инструкция: «Посмотри на Машу внимательно, запомни ее; затем отвернись и расскажи как она выглядит».

2 этап - развивающий. Включает четыре занятия, которые проводятся как индивидуально, так и с подгруппой.

Кто больше знает?

Цель- развитие памяти, находчивости, сообразительности, обогащение знаний о предметах.

Описание. Проводится в форме соревнования- кто больше назовет, как можно использовать предмет.

Инструкция: «Давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.

Радио

Цель- развитие памяти и речи, воспитание внимательного отношения к сверстникам.

Описание. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы.

Инструкция: «Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала я буду диктором, слушайте. Внимание! Потерялась девочка. На ней красный свитер, клетчатая юбка, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?.

А теперь диктором будет кто- нибудь из вас.

Охотник

Цель- развитие припоминания, сообразительности, упражнение в классификации животных, рыб, птиц.

Описание. Где-нибудь на свободном месте в одном конце комнаты стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Инструкция: «Я охотник. Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…».

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой.

Запомни и воспроизведи

Цель- развитие осмысленной логической памяти.

Описание.

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Инструкция:

Вариант 1: «Послушай внимательно, запомни цифры и воспроизведи».

Вариант 2: «Послушай внимательно слова, которые я тебе сейчас скажу, и затем воспроизведи их».

Вариант 3: «Сейчас я буду называть тебе цифры (слова, а ты воспроизведи их в обратном порядке».

Запомни картинки

Цель- развитие зрительной памяти.

Оборудование: 7-8 карточек.

Описание. Перед ребенком кладут 7-8 карточек. Через некоторое время убирают и просят положить их так, как они лежали в самом начале.

Инструкция: «Посмотри как расположены картинки. Возьми их и положи так, как они лежали в самом начале».

Пары слов

Цель- развитие и тренировка памяти, знакомство со способами эффективного запоминания.

Описание. Необходимо запомнить пары слов, связанных по смыслу (месяц-год, стакан-вода, яблоко-сад, школа-учебник). Психолог называет первое слово, а ребенок должен вспомнить второе. После этого читаются пары слов и дети отмечают правильно запомненные слова. Подсчитывается количество правильно запомненных слов.

Инструкция: «Слушай и запоминай слова».

Цепочка действий

Цель- развитие логической памяти, умение удерживать в памяти заданные инструкции.

Описание. Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно.

Инструкция: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Вспомни и покажи

Цель- формирование сосредоточенности, концентрации и переключения памяти и внимания.

Описание. Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

Инструкция: «Покажи движения птиц, медведя, гусеницы, петуха» и т. д.

Слушай звуки

Цель- развитие слуховой памяти.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). Через некоторое время каждый назовет как можно больше услышанных звуков. Называйте свои звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

3 этап - заключительный. Одно занятие.

Фотограф

Цель- развитие смыслового запоминания.

Описание. 3 участника: фотограф, фотографируемый, наблюдатель.

Задача фотографа - запомнить, как выглядит фотографируемый. Фотограф отворачивается и по памяти описывает фотографируемого, Наблюдатель оценивает точность памяти фотографа.

Инструкция: «Маша, посмотри на Олю; отвернись и опиши ее. Наташа будет оценивать твое описание».

Что изменилось?

Где был Петя?

Цель - активизировать процессы припоминания, мышления, речи детей.

Описание. Психолог говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Инструкция: «Давайте представим, будто к нам пришел новый мальчик Петя. Вместе со мной он пошел осматривать комнаты. А вот куда он заходил, и что там видел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны узнать ее сами по вашему описанию».

Вспомни и покажи

Замомни с помощью картинок-читаются слова, дети молча подбирают к слову одну картинку.

Запомни и воспроизведи

Публикации по теме:

Опыт работы по формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подготовила: Гнусенкова Елена, воспитатель МДБОАУ № 71 "Лучик" г. Орска Цель: Формирование игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.

Когнитивная сфера у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Е. Н. Шаповалова, воспитатель МБДОУ детский сад №37 г. Новочеркасска, слушатель АПиП, ЮФУ Е. В. Бочарова к. с. н. преподаватель АПиП ЮФУ КОГНИТИВНАЯ.

Конспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по познавательному развитию «Сердце и кровеносная система» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» Конспект непосредственно.

Конспект совместного мероприятия родителей и детей среднего возраста с нарушением слуха по теме: «Мастерская Деда Мороза» Конспект совместного мероприятия родителей и детей среднего возраста с нарушением слуха по теме: «Мастерская Деда Мороза» Интегративные.

ООД по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Как мы общаемся» Цели: познакомить детей с невербальными (несловесными) средствами общения — мимикой, жестами, телодвижениями и др. Учить воспринимать несловесную.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста Изучая внимание дошкольников, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, установили, что этот возраст.

Семинар-практикум для педагогов «Система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к двигательной активности» Слайд 1 Семинар практикум для педагогов Тема «Система работы по приобщению детей старшего возраста к двигательной ак-тивности, как одно.

Система работы по формированию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста Система работы по формированию игровых умений строилась по 2 направлениям: 1. Собственно-игровая деятельность детей, которая реализовывалась.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Опубликовано: 3 марта 2017 в 21:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по формированию свойств памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Воронцова (УИ 47254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД