Ольга Митрофанова
Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в различных областях жизни, включая право на образование.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
Публикация «Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Согласно ФГОС дошкольного образования инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В апреле 2016 года утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования.
Одна из задач современного детского сада - перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие. Инклюзия успешна, если она становится действительно профессиональной и культурной ценностью педагогического и родительского сообщества образовательного учреждения.
Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 70 «Солнечный город» было построено в рамках реализации долгосрочных целевых программ расширения сети дошкольных учреждений. Открытие детского сада состоялось 25 марта 2015 года. Муниципальное задание составляет 500 воспитанников. В детском саду действует 19 групп, 3 из них - группы комбинированной направленности для детей с нарушениями речи. Наполняемость комбинированных групп - 25 человек. 15 воспитанников каждой комбинированной группы прошли психолого-медико-педагогическую комиссию в связи с речевыми нарушениями и получают специализированную индивидуальную помощь учителя-логопеда и педагога-психолога. Таким образом, по заключению ПМПК в 2015 году в комбинированные группы было зачислено 45 воспитанников
Четырнадцати воспитанникам дошкольного учреждения присвоен статус ребёнка с ОВЗ. Пять из них имеют нарушения со сложной структурой дефекта: это дети с диагнозом умеренная умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, аутоподобное поведение, синдром дефицита внимания и гиперактивности и задержка психического развития. Одному воспитаннику присвоен статус ребенка-инвалида.
В настоящее время в детском саду № 70 проектируется и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, включающая систему служб, таких как консультативный пункт, лекотека, служба ранней помощи, Монтессори-центр.
Цель: цель: создание условий для повышения доступности, качества и полноценной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включенных в общеобразовательный процесс.
В инклюзивном дошкольном образовании главным ориентиром становится «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». Основной подход – личностно-ориентированный.
Опыт работы нашего детского сада и коллег показывает, что результатов в коррекционной работе можно достичь только совместными усилиями единой команды, обеспечивающей сотрудничество и тесную взаимосвязь педагогов, детей, родителей.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия специалистов - это медико-психолого-педагогический консилиум. После всестороннего изучения ребёнка участники консилиума разрабатывают индивидуальную программу развития воспитанника и поддержки семьи.
Выстраивая инклюзивное пространство, мы базируемся на следующих принципах.
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов, средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы.
Принцип активного включения всех участников образовательного процесса обеспечивает вовлечение детей, родителей, педагогов в реализацию программы развития ребёнка, в общую деятельность детского сада для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип вариативной развивающей среды предполагает изменение и пополнение образовательного пространства в зависимости от особенностей воспитанников, которые приходят в группу.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка обеспечивает ребёнку возможность выбора вида деятельности из широкого спектра. В детском саду существуют программы дополнительного образования - студии вокала, хореографии, художественного творчества, где занимаются и воспитанники комбинированных групп.
Однако существует ряд проблем, связанных с реализацией инклюзивного образования.
Основной проблемой включения детей с ОВЗ в общие группы является неготовность воспитателей к работе с такими детьми. С одной стороны, неготовность связана с отсутствием специальной профессиональной подготовки, с другой стороны, - это психологическая неготовность принять и работать с особым ребёнком.
Существующее финансирование не позволяет сформировать штат с необходимым количеством специалистов, подготовленных к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для работы с каждым ребенком требуется сразу несколько профессионалов и соответствующая материально-техническая база.
В современных условиях бывает сложно убедить родителей здоровых детей в том, что нахождение в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям.
На наш взгляд, психологическая неготовность педагогов и родителей к совместному пребыванию здоровых детей и детей с ОВЗ в детском саду обнаруживает проблему неготовности общества в целом принимать и поддерживать людей с недостатками в развитии. Поэтому хотим привлечь внимание общественности, средств массовой информации к проблеме формирования толерантного отношения к детям и взрослым с ОВЗ.
Важным условием эффективной работы в инклюзивном образовании является ориентация на сопровождение семьи. Способами включения родителей в коррекционно-развивающую деятельность являются индивидуальные консультации, мастер-классы, семинары, проекты.
В ходе работы с родителями возникают проблемы своевременного оказания психолого-педагогической и коррекционной помощи ребёнку. В большинстве случаев ребёнок попадает в поле зрения специалистов при получении направления в детский сад, в возрасте от 3 до 5 лет. Родители не всегда готовы принять диагноз, поставленный специалистами, в некоторых случаях отказываются от участия в совместной работе.
Для успешного достижения результатов в детском саду совершенствуются специальные условия развивающей среды с учетом потребностей инклюзивного образования.
Индивидуальные и групповые занятия для детей с нарушениями развития проходят в оснащённых комбинированных группах, лекотеке, Монтессори-центре, сенсорной комнате, кабинетах для индивидуальной работы. Однако на сегодняшний день этих условий недостаточно. Так, направление в детский сад выдано ребёнку с ДЦП, способному передвигаться только на коляске. Приход нового воспитанника потребует дополнительного материально-технического обеспечения дошкольного учреждения, повлечёт за собой необходимость профессионального и психологического совершенствования действующих сотрудников детского сада и привлечения новых специалистов.
По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно выделяют виды инклюзии : эпизодическую, частичную, полную.
На первом этапе работы с ребёнком основная цель психолого-педагогического сопровождения – подготовка детей с различными стартовыми возможностями к посещению комбинированной группы. При «эпизодической инклюзии» ребенок включается в коллектив сверстников кратковременно - на праздниках, в играх, на прогулке.
«Частичная инклюзия» - это включение ребенка в группу в режиме половины дня или неполной недели.
Вариант «полной инклюзии» - посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.
Для развития инклюзивного образования важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходима работа по изменению общественного мнения, в том числе и мнения профессионалов. Организация профессиональных контактов – важная часть работы педагогического коллектива детского сада. Сегодня нашими партнё рами являются:
Новосибирский государственный педагогический университет, Городской центр образования и здоровья «Магистр», педагогический колледж имени Макаренко. Сотрудники этих учреждений оказывают консультативную и методическую поддержку специалистам детского сада, студенты проходят у нас педагогическую практику, а также выступают в качестве волонтеров-тьюторов при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В медицинском центре «Синеглазка» наши воспитанники могут получить консультации по медикаментозному и физиолечению.
Детям младше трёх лет с проблемами в развитии оказывают логопедическую и психологическую помощь наши партнёры - специалисты центра реабилитации детей-инвалидов Октябрьского района.
Мы сотрудничаем с дошкольными учреждениями города через участие в семинарах и консультациях.
Опыт нашего дошкольного учреждения и коллег показывает значимость работы по организации инклюзивного образования. Мы поддерживаем слова президента Владимира Владимировича Путина о том, что «инклюзивное образование крайне важно для всех членов общества – как для людей с ограниченными возможностями, так и для детей, у которых нет проблем со здоровьем»