Получи документы

Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Гульнара Ихсанова
Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста.

I. Актуальность проблемы эмоционального благополучия ребёнка.

Тема эмоционального благополучия и самочувствия ребенка является очень актуальной, особенно В настоящее время. Эмоции ребёнка - сигнал взрослым о его состоянии. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они выполняют регулирующую и охранную функции; помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения, способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей, побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом, являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия. Формирование эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР является центральным звеном в системе психологической коррекции. Практика работы в специализированном детском саду показывает, что большинство детей с ЗПР не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. По внешним эмоциональным проявлениям дети с ЗПР не всегда могут угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и правильно реагировать на них. Эмоции таких детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны, однообразны.

Публикация «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы отрицательно влияет на поведение дошкольников с ЗПР. Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми нуждами в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов.

В нашем детском саду основное внимание при работе с детьми с ЗПР уделяется коррекции познавательной сферы дошкольника. Однако для данной категории детей накопление и развитие эмоциональных образов является важнейшей предпосылкой компенсации имеющихся у них отклонений.

Важнейшим этапом социализации ребенка является включение его в коллектив сверстников, коренным образом меняющее его позицию, так как к нему начинают предъявляться значительно более сложные с личностной точки зрения требования. А значит, необходимо формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми; формирование навыков взаимодействия и общения.

Эмоциональнее неблагополучие ребенка, как правило, вызвано его плохим самочувствием. Исследования показывают, что соматические заболевания напрямую связаны с эмоциональным неблагополучием детей. Если у ребенка возникают эмоциональные проблемы и с нервными перегрузками организм не справляется, накапливается напряжение, которое вызывает болезни головы, живота, нарушение кровообращения, гормональных систем и т. д. Поэтому, одна из важных задач, стоящих перед ДОУ, - охрана нервно- психического здоровья детей, осуществляемая специальными психолого- педагогическими средствами. В данном направлении актуальной является профилактика эмоционального неблагополучия детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Эта деятельность помогает успешнее справиться с трудностями адаптации. При поступлении в детский сад многие дети переживают адаптационный стресс. В этой ситуации нужно создать условия для обеспечения ребенку эмоционального комфорта, развития коммуникативных навыков. Особенно дети нуждаются в обеспечение физической и психологической безопасности. Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает многовариантный режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущения. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира, улучшает процесс запоминания. Положительные эмоции стимулируют ребенка к активной познавательной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме показал, что проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста достаточно проработана в теории. В ней описаны ключевые механизмы, влияющие на эмоциональное самочувствие ребенка. Менее раскрыт в теоретическом плане вопрос о профилактике эмоционального неблагополучия. Традиционные взгляды на эту проблему связаны с коррекционной работой по выявленным нарушениям.

Поэтому нами разработана система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста, которая включает в себя три основных направления: работа с детьми, организация предметно-развивающей среды и работа с родителями (см. таблица «Модель «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия»).

Разработанная система доказала свою необходимость и эффективность применения на практике:

• По степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода в группе выявлено 80% детей с лёгкой степенью (10-15 дней, 20% со средней степенью (месяц). С тяжёлой степенью не выявлено.

• В группе создана такая психологическая атмосфера, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы. Дети с удовольствием приходят в детский сад, делятся своими проблемами, радостями, переживаниями.

• В группе низкая заболеваемость, учитывая младший дошкольный возраст, ослабленный иммунитет, наличие различных заболеваний у детей.

• У детей к концу года наметился рост уровня сформированности коммуникативных навыков, социальных эмоций.

• В нашей группе налажена взаимосвязь с родителями. Они активно участвуют в жизни группы.

• В группе созданы следующие условия, обеспечивающие психологическую безопасность личности ребё нка: комфортная для психологического состояния ребёнка организация режимных моментов; система профилактики негативного эмоционального состояния средствами физического воспитания; работа с природным материалом (глиной, песком, водой). Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций; музыкальная терапия; контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок; предоставление ребёнку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы; контроль самочувствия и настроения ребёнка, своевременная их коррекция; создание предметно – развивающей среды, расширение возможности контактов ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Используя данную систему, можно получить устойчивые положительные результаты при условии принятия и реализации системы всеми участниками педагогического процесса: воспитателями, родителями, психологом и другими специалистами детского сада.

II. Пояснительная записка к перспективному планированию работы с детьми.

1. Работа проводится в форме подгрупповой интегрированной деятельности, индивидуальных занятий, психогимнастики, игр и игровых упражнений.

2. Образовательная деятельность проводится с детьми 3-5 лет, по подгруппам и включает в себя интеграцию областей «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».

3. Продолжительность – 15 -20 минут.

4. Игры на развитие социально – эмоциональной сферы, коммуникативные игры проводятся как физминутки, на прогулках, на утренней гимнастике, в свободное время.

5. При разработке конспектов были использованы: опыт работы Л. Постоевой, Г. Лукиной (цикл занятий «Путешествие в Страну красок»); пособие «Игра как средство социально – эмоционального развития детей 3-5 лет» (составитель Р. А. Жукова); пособие «Развитие эмоционального мира детей» (автор Н. Л. Кряжева, методическое пособие «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» (автор Е. А. Алябьева).

III. Перспективный план работы с родителями.

Месяц

Формы работы

сентябрь - Праздник для детей и родителей «Здравствуй, детский сад!».

- Родительское сочинение «Мой малыш».

- Консультация «Как помочь ребёнку в период адаптации»

- Родительское собрание «Первый раз в детский сад»

октябрь - Анкета для родителей (автор Л. В. Макшанцева) «Оценка психоэмоционального напряжения, состояния тревожности у ребёнка преимущественно в домашних условиях»

- Школа для родителей «Здоровый малыш»

- Консультация «Эмоции в жизни ребёнка»

ноябрь - «День открытых дверей» : НОД «Путешествие в Страну красок» (с детьми, посещающими ДОУ более полугода)

- Семинар – практикум «Снятие психоэмоционального напряжения, негативных эмоций»

декабрь - Анкета для выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребёнка (автор Т. А. Данилина)

- Совместное оформление развивающей среды

январь - Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»

- Памятка для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка в семье»

февраль - Памятки для родителей «Признаки психоэмоционального напряжения»

- «Игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение»

- НОД «Путешествие в Страну сказок»

март -Круглый стол «Как помочь эмоциональным детям»

- Смотр – конкурс «Игрушка своими руками»

апрель - НОД «Заколдованные краски»

- Консультация «Родительские установки и их влияние на развитие детей»

май - Праздник для детей и родителей «В гостях у Королевы- кисточки»

- Оформление уголка «Маленькие художники»

- Итоговое родительское собрание

IV.Модель «Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия».

Организация предметно – развивающей среды

Создание содружества «Педагоги – родители» Игротерапия

Снятие негативных эмоций :

• Уголок уединения

• Сенсорномоторные зоны

• Уголок «Мы познаём мир»

Стимулирование двигательной активности:

• Уголок «Маленькие спортсмены»

• Уголок «Мы играем»

• Уголок «Маленькие конструкторы»

Стимулирование художественной деятельности:

• Уголок «Маленькие музыканты»

• Уголок «Мы играем в театр»

• Уголок «Маленькие художники»

• Уголок «Здравствуй, книжка!» • Участие родителей в процессе адаптации

• Посещение на дому

• Совместная организация развивающей среды

• Консультации. Беседы

• Анкетирование

• Родительские собрания

• Совместные праздники и развлечения

«Дни открытых дверей»

• Выставки, конкурсы • Утренняя эмоционально – стимулирующая гимнастика

• Игры – занятия

• Контактные игры

• Терапевтические игры

• Игры на выражение различных эмоциональных состояний

• Психогимнастика

• Игры на снятие психоэмоционального напряжения

• Подвижные игры

• Индивидуальная работа

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Основные задачи дошкольного воспитания Основные задачи дошкольного воспитания1. Охрана жизни и здоровья ребёнка. 2. Создание условий для формирования основ физической культуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по профилактике эмоционального неблагополучия у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 16 марта 2014 в 14:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД