Анна Горшкова
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.
Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Публикация «Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука.». Современная трактовка понятия «экология» намного шире.
В работе по экологическому воспитанию мы опираемся на нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения: .• Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.
• Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
Экологическое воспитание предполагает :
• развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира;
• воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования;
• нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Что же нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой?
Чтобы сформировать у них потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия.
Сл№6
Условия:
• создать познавательную экосреду на территории ДОО;
• проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;
• экспериментировать с детьми с природным материалом;
• организовывать самостоятельные игры с природным материалом;
• проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;
• привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы;
• оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.
Работа педагога по экологическому воспитанию начинается с изучения методической литературы. Затем составляется план работы с детьми (нод, совместная деятельность, с родителями (дни открытых дверей, акции, проекты, экскурсии).
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:
1. Создание условий для экологического воспитания детей.
2. Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
3. Формирование системы знаний о природе.
4. Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
5. Элементарная поисковая деятельность детей.
6. Кружковая работа.
7. Совместная работа с родителями.
Приоритетными являются следующие методы, формы и средства экологического воспитания :
• наблюдения за окружающей природой, знакомство с фольклором, чтение литературы, просмотр телепередач и т. д. на экологические темы;
• озеленение открытых площадок;
• фенологические наблюдения за живыми объектами;
• участие в организации экологических уголков с живыми обитателями природы;
• поделки из природного материала;
• дидактические, сюжетно-ролевые игры, занятия, праздники на экологические темы.
Согласно экологической этике, все организмы нужны в этом мире, каждый делает с вою важную работу по сохранению и продолжению жизни, и все они достойны любви и уважения. Эти новые, закладывающиеся в детях представления, которые могут позже найти выражение в традициях, приведут к более продолжительной жизни, снизят число экологических катастроф и, в конечном счете, видимо, продлят жизнь человечества нашей планеты.