Получи документы

Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»

Наталья Бездомникова
Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»

Управление дошкольного образования

Администрации города Глазова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №55»

Система работы в мини – музее

«Волшебница Вода»

Автор:

Бездомникова Наталья Петровна

воспитатель первой категории,

г. Глазов

Публикация «Система работы в мини-музее „Волшебница Вода“» размещена в разделах

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых форм и моделей организации деятельности в условиях ДОУ. Обучение дошкольников должно опираться на эмоциональную, чувствительную сторону его личности, что связано с особенностями детской психики. И как раз музейная педагогика создаёт условия для развития личности ребёнка. Музейная педагогика – одно из новых направлений педагогики, которое быстро развивается, ее рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Актуальность использования элементов музейной педагогики в детском саду заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС.

Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс детского сада обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики ФГОС:

- Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для развития дошкольников.

- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).

- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОО.

- Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый, субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

- Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками и другие).

- Способствует сотрудничеству детей – родителей – педагогов.

В части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно - следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

В нашей группе создан мини – музей «Волшебница Вода». Он ориентирован на воспитание экологической культуры детей. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас. И одно из наиболее замечательных чудес – вода.

Вода – самая распространённая жидкость, без которой не было бы жизни на Земле. Наше тело состоит из воды, она необходима нам везде, её мы не можем ничем заменить. С древних времён до нас дошли легенды, мифы, в которых вода выступала как живое существо, обладающее чудотворными свойствами. Отсюда и название мини - музея – «Волшебница – Вода». Всем известно, что маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают взрослых, немало таких, как: «Почему осенью идёт дождь, а зимой– снег?», «Почему вода жидкая, «Почему лед твердый?» и т. д. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость. Ребенок рождается исследователем.

А занятия в мини – музее позволяют развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет представления о воде и ее свойствах. А так же, способствует возникновению познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.

Основная цель работы мини – музея – расширение представлений о воде.

Для решения данной цели мы опирались на следующие задачи:

1. Систематизировать и расширять представления детей о воде.

2. Развивать желание рационального и бережного отношения к воде; активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека; дать элементарные представления о свойствах и состояниях воды в разное время года; создавать условия для проведения практических опытов с водой.

3. Воспитание заботливого отношения к окружающему миру.

При решении данных задач мы руководствуемся следующими принципами:

-учёт возрастных особенностей (на каждый возраст имеется перспективный план работы, конспекты занятии)

-принцип безопасности (экспонаты, которые необходимы для совместной деятельности с воспитателем, стеклянные пробирки, стаканчики для экспериментирования находятся в закрытых ящиках или на верхних полках).

- принцип интеграции образовательных областей.

-принцип наглядности. (в мини – музее многообразие наглядных пособий, макетов).

- принцип последовательности (знания о воде усложняется в зависимости от возраста)

- принцип сотрудничества (огромную помощь в пополнении мини – музея экспонатами оказывают родители).

- принцип гендерной специфики. Мальчики играют в сюжетно – ролевую игру «Моряки», «Рыбаки», девочки - сюжетно – ролевая игра «Семья», «Стирка», могут использовать воду для стирки кукольной одежды, для мытья посуды.

Мини – музею выделен специальный уголок. Его представляет хозяйка – кукла Волшебница Вода и её помощницы – тучки. Каждая тучка – это определённое время года (зима – тучка со снежинками, осень, весна, лето – с капельками).

Важная особенность мини – музеев : участие в их создании детей и родителей.

Дети чувствуют свою причастность к мини – музею : они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.

Экспонаты мини - музея представлены по разделам.

Раздел «Игрушки».

o Раздел игрушки - экспонаты данной коллекции находятся в свободном доступе у детей и используются ими в свободной деятельности, для обыгрывания. Также они могут использоваться для НОД.

Раздел «Жизнь в воде».

o В данном разделе представлены экспонаты, которые отражают жизнь моря, озера, реки. Это разнообразными поделки, фигурки, сделанные в разных техниках и изображающие жителей моря, озера, реки; наглядные пособия, плакаты (морские обитатели, рыбы, картинки, макеты, которые доказывают, что существует жизнь в воде.

Раздел «Вода в природе».

o Материалы данного раздела направлены на знакомство детей с различными природными явлениями (дождь, снег, иней, состояниями воды (твёрдое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар, круговоротом воды в природе. – макет, плакат

Раздел «Вода в жизни человека растении и животных».

o Данный разделпомогает раскрыть роль воды в жизни человека.

«Лаборатория».

o В данном разделе представлены материалы для экспериментирования с водой. Что позволит познакомить детей со свойствами воды». Это различные материалы для проведения опытов с водой: различные баночки, стаканчики, пищевые красители, водяная мельница, пипетки, соль трубочки для коктейля и т. д.

«Библиотека».

o Собраны авторские произведения о воде, загадки, пословицы, потешки, дидактические игры, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей, различные альбомы, подбор картинок, есть книги, сделанные своими руками.

Раздел «Наше творчество»

o Здесь представлены рисунки, поделки, которые дети сделали своими руками.

(«Снежная королева», «Капель»)

Раздел «Медиатека»

o Подобраны детские мультфильмы, познавательные фильмы о воде и её обитателях, различные презентации.

В мини – музее созданы условия для самостоятельной деятельности детей в каждом разделе. Экспонаты можно использовать в образовательной деятельности.

Уделяется внимание и региональному компоненту. Удмуртия – родниковый край. С детьми мы знакомимся с водоёмами нашей местности, ходим на экскурсии к речке, знакомим детей с названиями рыб, которые водятся в наших реках, в дальнейшем дети познакомятся с водоёмами Удмуртии.

Для облегчения своей работу мы создали для минимузея различные картотеки: физкультминуток, пальчиковых, подвижных игр, дыхательной гимнастики, игр с водой, картотеку опытов с водой, беседы с детьми на тему вода. Разработан перспективный план работы в мини – музее на каждый возраст.

Наряду с работой с детьми продумана и работу с родителями. Для просвещения родителей проводятся консультации, беседы.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой. Родители помогают в пополнении экспонатами мини – музея, в оформлении разнообразных коллекций, экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море или приносили из дома, мастерили своими руками.

Уже с 2- 3 летнего возраста мы начинаем знакомить детей с мини - музеем. Работа направлена на знакомство детей с простыми свойствами воды, на привитие культурно – гигиенических навыков. Обогащение представлений детей о процессе умывания с использованием игровых ситуации, чтения художественной литературы, сюжетно – ролевых игр. Для этого мы изготовили лэпбук «В гостях у Мойдодыра».

С каждым годом задачи усложняются, экспонаты меняются. Начиная со старшей группы - дети сами проводят экскурсии в мини - музее, для детей других групп, родителей, педагогов. Экскурсии проводим в разнообразных формах, например, в прошлом учебном году экскурсия проходила в форме телепередачи «Окно в природу», где дети выступали ведущими разнообразных рубрик, показывали опыты. Наш мини - музей связан с работой кружка «Маленький исследователь», который проводится с детьми со средней группы. В работу данного кружка включает в себя раздел «Волшебница вода».

Традициями мини - музея является проведение акции «Экспонат», оформление выставок детских работ.

. Все проводимые экскурсии, а также опыт свой работы были представлены нами на конкурсы различных уровней. Это - Диплом Общероссийского конкурса, Диплом лауреата «Современный детский сад – 2014», Фестиваль педагогического мастерства «Мозаика творческих идей». Самая главная награда – это грамота победителя 4 Межрегионального этапа 16 Международной ярмарки социально – педагогических инноваций 2017 года.

В дальнейшем мы планируем работать в данном направлении. Считаем, что музей в нашей группе играет большую роль в познавательном и нравственном развитии дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

В завершении хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми мы руководствуемся мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о мини-музее «Солнце вокруг нас»Фотоотчёт о мини-музее «Солнце вокруг нас» Из поколения в поколение для каждого человека мама — самый главный человек в жизни. Становясь матерью. женщина открывает в себе лучшие.

Конспект занятия в мини-музее «Лес»Конспект занятия в мини-музее «Лес» Задачи:Образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. 2. Формировать осознанно –.

Конспект занятия «Волшебница вода». Чтение книги М. Д. Перина «Живая вода», загадывание загадок о воде ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Фотоотчет о мини-музее «Обереги»Фотоотчет о мини-музее «Обереги» Музейная педагогика в детском саду со своими методами, средствами, программами поможет не только ответить на бесконечные «Зачем?» и «Почему?»,.

Фотоотчет о выставках в мини-музееФотоотчет о выставках в мини-музее Дорогие коллеги, решила дальше Вас познакомить с нашими выставками, которые мы организовываем в группе. Для того, чтобы выставка состоялась,.

Наши выставки в мини-музееНаши выставки в мини-музее В группе "Колобок" создан и действует мини - музей. При помощи наших помощников - родителей, мы с детьми часто организовываем выставки на.

Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода»Перспективный план работы над проектом «Волшебница вода» Беседа «Кому нужна вода?» Цель. Вызвать у детей познавательный интерес к изучаемой проблеме. Рассматривание глобуса и карты Цель. Постановка.

Перспективный план работы в мини-музее адыгейской культуры Перспективный план работы в мини – музее МБДОУ №1 «Насып» по 2017-1018г. а. Хакуринохабль 2017г. Сентябрь Работа с детьми: Тема: Знакомство.

Стенгазета «Волшебница-вода»Стенгазета «Волшебница-вода» Стенгазета "Волшебница-вода" Старшая группа Я проводила с детьми и родителями проект "волшебница-вода". Длительность проекта краткосрочная.

Тряпичная кукла, её роль в мини-музее Тряпичная кукла, её роль в мини-музее. Так сложилось исторически, что любовь к куклам у ребенка заложена на генном уровне. Кукла неразрывная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы в мини-музее «Волшебница Вода»
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 20:58
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД