Папки-передвижки

Система реализации фольклора в ДОО

Ирина Япончинцева
Система реализации фольклора в ДОО

На сегодняшний день в сфере дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъё м: создаются различные программы, технологии, появляются авторские методики. И наряду со всем этим богатством, забывается то, что является первостепенным и необходимым для полноценного развития ребёнка. Речь идёт о русском народном фольклоре.

Именно фольклорное искусство не только вызывает большой интерес детей, приносит радость, развивает их способности, но и, обладая яркостью интонационных нюансов, влияет на работу головного мозга, способствует развитию речи, помогает открыть энергетические центры.

Публикация «Система реализации фольклора в ДОО» размещена в разделах

Как показала практика, дети очень быстро восстанавливают свой эмоциональный и умственный потенциал после включения именно в народную игру. Многие педагоги в один голос утверждают, что после использования так скажем, современной музыкальной игры, дети становятся возбуждёнными, часто неуправляемыми, а после того, как проводится народная игра – они не только полны энергии, но и способны воспринимать новую информацию и участвовать в любой активной деятельности.

Обладая способностью раскрепощать, развивать и в то же время мобилизировать, русские народные игры являются неисчерпаемым источником для всех педагогов дошкольного образования.

Всё дело в том, что народные песни и игры имеют «поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объёму фразы, яркий образный язык. Заучивание песенок, потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. А так как в последнее время стало много детей с ОВЗ, то обращение к народному творчеству становится не только целесообразно, но и необходимо. Так как народные мелодии создавались от души и с любовью, то их естественность даёт возможность детям легко их воспринимать и запоминать. Дети с большим удовольствием поют народные песни, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Музыковед-фольклорист Изалий Иосифович Земцовский писал о том, что

важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность», где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, а прежде всего, средством «трансляции» опыта.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Так же хочется сказать о том, что при исполнении песен a capella происходит внутренний процесс, который благотворно влияет на работу головного мозга, сердца, дыхательного аппарата.

Многие песни, особенно колыбельные, помогают снять напряжение, чувство тревоги, способствуют хорошему сну и аппетиту.

Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, способствует перестройки музыкального слуха и мышления ребёнка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры.

Ну и, конечно, нельзя обойти стороной весёлые ритмичные песни, которые являются для дошкольников неотъемлемой частью их самопознания и развития. Исполнение весёлых, шуточных песен да ещё под живой аккомпанемент, способствует не толь развитию чувства ритма, музыкального слуха, но и даёт возможность каждому ребёнку раскрыть своё «я».

Важнейшую роль фольклор занимает в развитии речи ребёнка. Так, например, используя фольклор, как один из основных элементов обучения, не только в групповой работе, но и индивидуальной, мы имеем возможность намного быстрее и эффективнее помочь ребёнку преодолеть сложности, как при восприятии речевого материала, так и при его произношении. 7сл.

Не случайно многие педагоги – логопеды в своей практике используют малые фольклорные формы. Будь то пестушки, пословицы, потешки, они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речевых оборотов и это не может не отразиться на речи ребёнка, так как это подкреплено желанием повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию

разговорной речи.

Например, на занятиях по логоритмике, мы используем в качестве рабочего материала небольшие русские народные песенки, считалки, скороговорки, которые являются не только пособием для постановки звуков, работы над мелкой моторикой, но и как помощь в работе с пространсвенно-временными ориентировками, чувством ритма и дыхательно-голосовых упражнений.

Русский фольклор глубоко патриотичен. А это так важно в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Как показала практика, дети с особой радость, любовью и ответственностью относятся к «наследию» своих предков. Каждый раз, когда я провожу русские народные праздники или занимаюсь театрализацией, то замечаю, что дети настолько увлечены, раскованы и в тоже время организованы и творчески активны, что не остаётся никаких сомнений в «волшебной силе» народного искусства.

Важно ещё и то, что дети не просто обмениваются опытом, но также учатся вести в себя в обществе, сопереживать, проявлять свои чувства, открыто выражать своё мнение.

Ценность фольклора ещё заключается в том, что с его помощью между взрослыми и детьми непринуждённо, быстро и легко устанавливается эмоциональный контакт, который, в свою очередь, влияет на воспитание уважительного, бережного отношения друг к другу.

Уже не первый год я использую приём действенного соучастия, который способствует активному вхождению детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Так же, я практикую использование фольклора не только на занятиях и праздниках, но и в повседневной жизни. Совсем недавно я открыла для себя новый способ по приобщению дошкольников к народному искусству – это кратковременное вовлечение детей, находящихся в группе, в игровую ситуацию посредствам музыкального фольклора. Дети настолько глубоко погружались в музыкально - игровой процесс, что переставали отвлекаться и зажиматься. В этой непринуждённой обстановке раскрывались даже те, которые себя не проявляли на музыкальных занятиях.

Но, для того чтобы всё выше сказанное имело свою эффективность и большую педагогическую ценность, то необходимо вводить фольклор, не как отдельно взятое направление, а как неотъемлемую часть всего воспитательно-образовательного процесса.

Не столько важно заниматься фольклором с ребёнком-дошкольником в кружке, сколько полезно и целесообразно вводить его в эту благоприятную и естественную среду ежедневно, шаг за шагом.

Фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Через фольклор ребёнок способен не только овладеть родным языком, приобщиться к культуре своего народа, но и, освоить его красоту, образность, лаконичность.

Хотелось бы, чтоб дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры, который способен в полной мере дать им все основы для полноценного развития и воспитания.

Уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского, что основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре, в основе которой лежит огромный жизненный опыт, мудрость, которые передавались от поколения к поколению, в том числе и в художественной форме.

Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Публикации по теме:

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Конспект НОД с использованием фольклора в разновозрастной группе младшего возраста «Путешествие с потешками» конспект. «Путешествие с потешками». Непосредственно-образовательная деятельность с использованием фольклора в разновозрастной группе.

Сценарий осеннего праздника «Золотая осень» с элементами русского фольклора Зал оформлен в виде деревенского двора. Возле домика сидит хозяйка. Она в русском народном костюме, веселая, приветливая. По полу разбросаны.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Значение фольклора в жизни ребёнка. Консультация для родителей С самого раннего детства ребёнок знакомится с устным народным творчеством и историей своей страны. Приобщая детей к устному народному творчеству,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система реализации фольклора в ДОО
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 11:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД